Специалист по рендерингу: Саид Хаджиматов

Специалист по рендерингу проекта «Маша и Медведь» Саид Хаджиматов рассказал о тонкостях профессии и что нужно знать новичку.

Обязанности специалиста по рендерингу

Максимально упрощая, можно сказать, что моя работа заключается в создании красивой картинки. Нужен солнечный свет или требуется зажечь лампочку? Сделать волосатую ногу? Или, может, нужен «продающий» красный? Это все ко мне.

Область применения довольно широкая: кинематограф, телевидение, клипмэйкинг, анимационные фильмы, реклама.


Работа специалиста по рендерингу Саида Хаджиматова

Как попал в профессию

В 18 лет я улетел в Ванкувер, где провел три месяца на подготовительных курсах в один из университетов с упором на изобразительное искусство (Fine Arts). Однако в процессе обучения понял, что мне ближе именно компьютерная графика.

Через год я поступил на годовой курс обучения 3D-аниматором в Vancouver Film Shool (VFS). Обычно обучение длится два года, но я выслал портфолио, после рассмотрения которого меня приняли сразу на основной курс в обход подготовительного. Относительно софта, в VFS я обучался с нуля работать во многих программах, включая Maya, Zbrush, Adobe Premiere (видеомонтаж), Photoshop, Nuke.

О курсе обучения в Vancouver Film School

Также мы изучали все базовые направления 3D: моделирование, анимацию, виртуальное освещение, рендеринг, риггинг, текстурирование, шейдинг, композитинг. Спустя пару семестров нам нужно было выбрать одно направление, которое впоследствии изучали углубленно.

На тот момент я выбрал анимацию, однако нам никто не запрещал посещать занятия и по другим направлениям, что я и делал. Иногда случается, что многие в течение работы меняют направление. Это произошло и со мной — будучи аниматором по образованию, я переквалифицировался в специалиста по рендерингу, когда присоединился к проекту «Маша и медведь».

Работа специалиста по рендерингу Саида Хаджиматова / Фото: предоставлено Саидом ХаджиматовымПо возвращению в Россию я искал работу около года. Часто требования к кандидатам превышали мои навыки, а еще чаще нужен был опыт работы, которого у меня еще не было. Но все же нашлась небольшая компания, которая занималась рекламой. Меня приняли. Там я занимался всем, что касается 3D: моделированием, анимацией, делал освещение, рендерил. Тут-то мне и пригодились основы, которым я научился в период обучения. Это позволило мне выполнять задачи разной направленности. Так начался мой профессиональный путь.

Техника vs творчество

Без технических знаний не сделаешь красивый рендер, так же как и без творческого подхода. Поэтому, я считаю, что моя работа делит технические и творческие навыки пополам. Чтобы сделать красивое изображение, нужно грамотно все настроить, правильно подобрать параметры, верно выставить свет, блики, поработать с рельефом объекта и еще много чего. Техника следует за творчеством и наоборот.

Этапы работы

Моя работа начинается с получения 3D-сцены, которая уже прошла через моделеров, супервайзеров, аниматоров и других специалистов. Сперва я очищаю сцену от ненужных элементов: контролы, риги, геометрия, которая не попадает в кадр и так далее.

Затем готовлю кэш на анимацию, шерсть и волосы персонажа, после чего выставляю источники освещения, задаю тон и делаю необходимые тени. Если требуется, регулирую цвета, настраиваю шейдинг и «параметры качества» — разрешение, сэмплирование, дефокусирование, motion-blur.

Для новых персонажей шерсть нужно создать или, как мы говорим, «причесать». Эта работа не быстрая, но интересная. Классно потом смотреть на персонажа, который изначально был «лысый», а потом — с шелковистой шерстью. Иногда что-то моделю, редко что-то ригаю, бывает, компожу что-нибудь.

Довольно часто проходят собрания нашего отдела, где мы обсуждаем работы по текущему проекту, возможные сложности, смотрим аниматик (анимированная раскадровка, — прим. tvkinoradio.ru). Режиссер объясняет как он видит тот или иной кадр, например, дневной свет или настроение сцены, назначаются сроки, распределяются задачи.

Часто приходится взаимодействовать с аниматорами, чтобы прояснить аниматик или попросить что-то поправить. Например, проникновение руки персонажа в какой-то объект. Также общаюсь с режиссером, показываю предварительный вид кадра, он может одобрить сцену или не принять данный вариант.

Работа специалиста по рендерингу Саида Хаджиматова / Фото: предоставлено Саидом ХаджиматовымДальше это все берет в последующую обработку композер. В общем, я — работаю над сценой практически в финальной фазе.

Необходимое оборудование

В первую очередь нужен компьютер. Отлично подходят игровые машины. Например, современные игровые ноутбуки очень хороши, однако есть несколько минусов. Первый — это размер дисплея. Дело в том, что при работе используется множество окон (лучше сразу задуматься о втором мониторе). Второй минус — охлаждение, так как маленький корпус лэптопов часто перегревается. А это может привести к поломке.

Так как я занимаюсь рендерингом, мне нужен мощный процессор и видеокарта, а также большая скорость передачи потоков данных. Для CPU-рендера (просчет, который проходит через процессор компьютера, — прим. tvkinoradio.ru) нужен быстрый процессор с наибольшим количеством ядер. По опыту нужен минимум Core i7.

При рендеринге на процессоре, все ядра вашего CPU загружены на 100%. Для GPU-рендера нужна топовая видеокарта с большим количеством ядер CUDA, чем их больше, тем быстрее рендеринг. Необходимый минимум оперативной памяти — 16 Гб. На оборудовании лучше не скупиться. Оно дорогое и это надо принять.

Работа специалиста по рендерингу Саида Хаджиматова / Фото: предоставлено Саидом ХаджиматовымГоворя о дополнительных аксессуарах, отмечу, что использую графический планшет — им удобно рисовать текстуры, работать с шерстью и, как ни странно, анимировать. Движения пером планшета выходят точнее, чем мышкой.

Советы начинающим

Для начала нужно определиться с направлением. Если ты хочешь делать дизайны интерьеров — это один путь. Кино или анимация — другой. Специалисты из кинематографа более универсальны, так как уровень их подготовки выше, да и работа более разнообразна. Например, уже работая в индустрии, ты можешь выставлять ночное освещение в комнате персонажа (интерьерный свет), а на следующей неделе делать горную местность с лесом до горизонта.

Также необходимо желание постоянно учиться. В этой сфере практически каждый месяц выходит новый софт, за которым нужно следить. Например, в прошлом году я обучался на курсах по риггингу.

 
Саид Хаджиматов

Выпускник Ванкуверской киношколы (Vancouver Film School). Специалист по рендерингу в проекте «Маша и Медведь».

Источник