От референса к костюму, или Как создаются образы персонажей сериала

Где искать вдохновение, как выстроить общую цветовую палитру сериала и легко ли работать с винтажными вещами: рассказывает художник по костюмам сериала «Шифр» и заведующая кафедрой сценического костюма Школы-студии МХАТ Регина Хомская.

— Вы смотрели «Код убийства»? («Шифр» — это адаптация британского мини-сериала «Код убийства», — прим. tvkinoradio.ru).

— Не смотрела принципиально. Во-первых, не хочется попадать под чужое влияние. Во-вторых, у нас и актрисы и страна все равно другие. Важно понимать, что 1950-е годы в Советском Союзе — это чудесное время, когда люди уже стали жить немного лучше. Но Москва, это не Лондон. А нам было очень важно привязаться к месту. Конечно, это уже не такие отчаянно послевоенные годы. Действие в сериале разворачивается в 1956 — 1957 года, то есть прошло уже более 10 лет, люди немного вздохнули.

В моде поменялся силуэт и при том, что еще много чего донашивали, шили и новое. Появилось новое поколение, которому хотелось одеваться, наряжаться. С тканями было очень сложно, но все равно шили очень много.

Нам подарили для съемок несколько предметов одежды одной крупной дамы, которая явно заказывала вещи у хорошей портнихи со своим заметным почерком. И как-то мистически сложилось: из Питера приехала актриса Наталья Суркова, и все эти вещи на нее сели идеально. Они немного старомодные, но очень хорошо сшитые и этим попали в характер персонажа — она играет учительницу (завуча) в провинциальном городе. И получилось, что все это гардероб одного человека.

— У вас в сериале «Шифр» четыре героини. Как вы решали образ каждой?

— У нас очень хороший сценарий, который написан так, что можно легко выстроить для себя биографию каждого персонажа и сопоставить его со сценарными обстоятельствами. Поскольку я очень хорошо знаю и люблю советское кино 1950-х годов, то я нашла в нем прототипы для каждой из своих героинь. Поэтому когда у нас появились актрисы, с их непосредственным обликом и внешними особенностями, то у меня сразу выплыли какие-то образы из детства, из советского кино.

Прототипом для Катерины (актриса Лена Панова) послужила героиня фильма «Неоконченная повесть», на которую она очень похожа по характеру. Я не исключаю того, что наша сценаристка тоже на что-то опиралась, когда работала над образами.

Жена оперного певца из фильма «Обыкновенный человек» по своим внешним данным, характеру и статусу мне показалась очень похожей на нашу Ирину (актриса Марьяна Спивак). Но все эти прототипы из старых фильмов — лишь отправная точка.

Для каждого героя я собираю его гардероб, ведь он — человек, который живет в нашем кино. Дальше уже в зависимости от ситуации, времени года и так далее, как любой из нас, он берет из своего гардероба то, что ему нужно. Я считаю, все, что касается костюмов главных персонажей, должно быть безупречно, потому что их будут снимать больше всех и здесь не должно быть компромиссов.

— Как вы работали с цветом на сериале?

— Я  всегда начинаю с того, что делаю палитру своего кино. И дальше у меня в костюмерной нет вещей другого цвета. Бывает, что ставят задачу сделать один объект поярче (с точки зрения одежды артистов массовых сцен), а другой, наоборот, поделикатнее. Например, у нас есть редакция молодежного журнала и сцена, где героиня приходит на вечеринку — там можно добавить цвет. Но это все равно цвет из палитры нашего кино.

Я смотрела много советских фильмов той поры, поэтому конец 1950-х мною воспринимается очень цветным. К тому же сохранилось много подлинных вещей того периода — они активно используются в сериале — и тоже говорят о том, что время было яркое. Я только не очень люблю орнамент, хотя отношусь к нему с огромным уважением и понимаю, что он во многом делает эпоху. А вот на экране он не всегда уместен: однотонность в костюмах больше концентрирует зрителя на сюжете и персонажах.

Конечно, для каждой героини мы подбирали свою цветовую палитру — это закон кинематографа, ну а в сериале этот пазл должен складываться в каждой сцене. Когда читаешь сценарий, то сразу становится ясным общее цветовое решение фильма, а потом уже внутри этой палитры прорабатываешь каждый кусочек, уголочек.

Поскольку наши героини — это команда, то временами их вещи перекликаются по цвету, например, у той же Анны и Ирины. Такое иногда случается еще и потому, что если мне в руки попадается роскошная винтажная вещь, и я понимаю, что она украсит наше кино, то я ее обязательно использую.

— Вы шьете костюмы или это подбор?

— У нас разные источники: шьем, арендуем. Я стараюсь использовать максимальное количество винтажа, потому что, разбавив его современными вещами, создается правильный «аромат» эпохи. Сегодня очень сложно найти или воссоздать те фактуры, но мы все равно пытаемся, потому что винтажные вещи очень ветхие. В прошлом блоке, на Анне снималась капроновая блузка, и она еле дожила до конца съемок, просто рассыпалась, хотя, когда начинались съемки, казалось что это прекрасно сохранившаяся вещь.

Еще я купила довольно много винтажного белья. И актрисы снимаются в бюстгальтерах, которые по форме соответствуют тому времени.

Но мужские рубашки мы шили, потому что сегодня большая проблема найти на складах киностудий рубашки с мягкими воротниками. Даже кепки шили, а вот шляпы мы покупали в Чехии на фабрике Tonak, которая делает классические модели.

Хотя у меня есть большое количество винтажной обуви, но для героинь всю обувь мы тоже отшивали, потому что актрисам должно быть в ней удобно.

И, конечно, все костюмы мы фактурим, но камера все равно делает их краше. Смотришь на вещь — на ней живого места нет, а на камере она выглядит красивой.

— Режиссер Вера Сторожева высказывала ли какие-либо пожелания?

— Мне повезло — режиссер мне очень доверяет. Ее вводные в основном касаются каких-то общих задач для костюмов в конкретной сцене: тут построже или наоборот, здесь пофривольнее. Приятно, что она замечает какие-то детали, а потом благодарит. Например, у меня в сцене свадьбы две героини по сценарию сестры, и я подобрала им такие платья, что кажется, будто у одной сестры платье имеет отделку из материала второй. И режиссер это заметила.

— Какое значение вы придаете деталям?

— Детали создают характер. Например, у нашего персонажа дамы-архивариуса брошки деликатные, подчеркивающие ее интеллигентность, а у Анны наоборот — веселые: бантики, веточки ландыша или что-то модное, в стиле авангарда. Она у нас персонаж, который очень следит за своей внешностью, поскольку мечтает выйти замуж. Поэтому, при всех ее неурядицах, Анна всегда в форме — это ее жизненная позиция.

Когда у героини есть свой вкус, привычки, привязанности к определенному цвету — это очень читается. Иногда смотришь — вещь замечательная и актрисе по размеру подходит, но она не ее. Например, у меня в картине две модницы — Анна и Авия. Хоть обе они модницы, но все равно разные.

Массовки в нашем сериале, по сегодняшним меркам, немного, но хочется каждому уделить время, потому что мы видим ее в кадре, и это — качество кино. Когда ко мне приходят студенты, чтобы помочь одеть массовку, то первое, что я им говорю: смотрите на человека, придумайте ему биографию и оденьте его соответственно. Все должно быть уместно: если у вас женщина, которая живет на окраине и одевается как было модно 5-7 лет назад, не надо ставить ее на каблуки. Посмотрите на мужчину — идет ли ему шляпа или лучше будет в кепке?

Я выработала собственный закон: делаю кино для себя. Я — главный его зритель, мне должно быть интересно и приятно. Если еще кто-то это увидит и оценит, значит, у меня есть единомышленники.

 
Сериал «Шифр»

2 сезон


Производство: Sony Pictures Television Russia

Действие происходит в 1956–1957 годах в Москве. Это адаптация британского мини-сериала «Код убийства» (The Bletchley Circle). Но кроме основной фабулы — бывшие шифровальщицы (у нас — РГУ) расследуют преступления, в них нет больше очевидных точек пересечения.

Источник