Приемы: Зум
Немного об одном из старейших художественных приемов, который впервые появился в конце XIX века, с тех пор успел стать одним из самых распространенных в кинематографе, а после — сдал свои позиции.
Зум — это оптическое изменение фокусного расстояния, при котором создается иллюзия движущейся камеры. Как известно, функция приближения и отдаления изображения является самой важной опцией в любительских камерах, в то время как профессиональные операторы прибегают к зуму лишь в крайних случаях.
Начиная с 70-х годов мы все реже и реже встречаем зум в художественных фильмах. Как правило, его относят к художественным приемам эпохи зарождения кинематографа: картина «Крылья» 1927 года, в которой использован зум, казавшийся в то время чем-то новым, стала первой в истории лентой, получившей премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм».
Больше об истории зума вы можете узнать в этом видео, созданном специально для «Общества истории технологий» в рамках конкурса трехминутных эссе.
Погружение
Одной из первостепенных целей любого режиссера является погружение зрителя в историю. Если вы не справитесь с этой задачей, то никакие костюмы, декорации и освещение не помогут зрителю раствориться в атмосфере фильма.Как только вы сломаете четвертую стену — посредством ли взгляда актера в камеру или случайно попавшего в кадр участника съемочной группы, — магия кино сразу же испарится (хотя брехтианский метод прямого обращения к зрителю считается одним из действенных художественных приемов). Использование зума также может прервать процесс погружения. Зум — это, прежде всего, функциональная часть объектива или цифровой камеры, поэтому он привлекает внимание именно к технической части кинопроизводства.
ARRI Alura Zoom 18-80
Прежде всего вмешательство кинематографиста в историю должно быть невидимым, чтобы камера стала для зрителя проводником в другой мир, в котором разворачивается действие фильма. Именно поэтому на создание различных систем стабилизации уходит так много времени и труда. Даже плечевой или ручной риг требует мастерского обращения. Вот что говорит об этом Дэвид Финчер:
«Мне нравится идея недосказанности, словно камера просто передвигается вот сюда, а потом — вот туда, не выпуская из виду человека. Она не личность. Не должно быть всяких “посмотри сюда, там, наверное, интересно”. Здесь не проходят приемы из документального кино. Фильм должен выглядеть так, будто все происходящие на экране события уже предопределены, и мне очень нравится такой скрытый психологический подтекст в мизансценах».
Зум заставляет нас заострять внимание на каких-то отдельных частях кадра, словно назойливый рассказчик, который не понимает, что мы можем понять происходящее без подсказок. Кинематографисты делают все возможное, чтобы погрузить зрителя в мир фильма как можно больше. Камера двигается вместо нас, как будто мы непосредственные очевидцы происходящего на экране. Мы можем «поворачивать головой» при помощи панорамной съемки, наблюдая за проезжающей машиной; «смотреть на небо», наклоняя камеру, чтобы проверить, нет ли там туч; приблизиться к объекту, чтобы изучить его получше; благодаря крупным детальным планам «посмотреть» на телефон, который нам показывает друг. Мы не можем приближать и отдалять изображение только при помощи глаз — это прерогатива технических устройств. Именно поэтому зуммирование «вырывает» нас из происходящего.
Тем не менее зум активно используют в новостных сводках и в спортивных трансляциях, так как все это не художественная постановка.
акже зум по-другому влияет на настроение сцены, если сравнивать его с обычной, «следящей» съемкой. Когда мы непосредственно приближаем камеру к персонажу, мы чувствуем себя в безопасности, если он настроен дружелюбно.
Однако когда перед нами антагонист (например, серийный убийца), мы почувствуем напряжение. Если мы приблизим изображение с помощью зума, мы никогда не ощутим такую же тревогу, как если бы к нему придвинулась сама камера.
Так, например, первый кадр ниже мы сняли при помощи зума, а второй — непосредственно подойдя к персонажу с камерой. «Близость» к персонажу уже воспринимается по-другому — кадр становится более личным. Именно поэтомудолли-зум обошел в популярности обычный зум: благодаря нему зритель испытывает более острые эмоции.
Когда можно использовать зум
Все это вовсе не значит, что операторам можно использовать только быстрый зум и ничего больше. В кино данный прием все еще применяют, правда, не так часто, как раньше, и стараются как можно лучше замаскировать его. Говорят, сделать зум незаметным — это само по себе искусство. Обычно зум маскируют посредством одновременного панорамирования или при помощи движений актера в кадре.
Такой вид зума очень трудно заметить, так как это медленный процесс, но он может заставить зрителя обратить внимание на нечто важное. Вот что говорит о медленном зуме оператор Роджер Дикинс («Побег из Шоушенка», «Игры разума», «Старикам тут не место»):
Это кадр правильно передает наши ощущения в момент, когда мы прислушиваемся к чему-либо, полностью сосредоточившись. «Эмоциональный фокус» здесь крайне необходим.
Зум также используют при создании визуальных эффектов, когда компьютерную графику стараются замаскировать под реальность.
Отсылка к фильмам 60-70-х