Сколько платят режиссерам монтажа?

Справедливы ли ставки оплаты труда, опубликованные Гильдией режиссеров монтажа, сколько на самом деле платят за монтаж в кино и на телевидении и есть ли способ на это как-то повлиять.

Недавно Гильдия режиссеров монтажа опубликовала неофициальные ставки оплаты труда, на которые рекомендовано ориентироваться представителям профессии.

По данным гильдии, начинающие режиссеры монтажа должны получать 2000 рублей в час и 150 тысяч рублей в месяц, если речь идет об окладе, а профессионалы со стажем — до 500-600 тысяч. Все, что ниже этой суммы, согласно посту, считается демпингом. Что интересно, в сообщении гильдии нет разделения ставок на телевидение и кино.

Нам стало интересно, совпадают ли эти суммы с реальностью, есть ли проблемы в ценообразовании на рынке и как они решаются. С этими вопросами мы обратились к режиссерам монтажа кино и телевидения.

Реальны ли расценки Гильдии режиссеров монтажа: кино и телевидение

По словам большинства опытных режиссеров монтажа, работающих в кино, которых нам удалось опросить, подобных ставок в нашей стране заслуживают максимум десять профессионалов с именем. Режиссер монтажа Артем Барышников («Коллектор») считает, что месяц монтажа не может стоить так дорого в условиях малобюджетного проекта, которых сейчас значительное количество.

Ольга Гриншпун («Кавказский пленник», «Водитель для Веры», «Карп отмороженный») отметила, что даже опытные режиссеры монтажа, отработавшие в индустрии около десяти лет, не могут просить в месяц 500 тысяч рублей, если их имя не на слуху. По словам Марии Сергеенковой («Брестская крепость», «Салют-7»), полноценный режиссер монтажа в кино получает около 250 тысяч рублей в месяц, а монтажер, который делает первоначальную сборку материала, — 150 тысяч. До 500 тысяч это очень далеко.

Другие режиссеры монтажа подтвердили, что реальный оклад большинства их коллег составляет 150 тысяч. Некоторые говорили, что такую сумму можно получить, только если монтажер будет работать «по 12 часов в день с одним выходным днем в неделю». В остальных случаях среднее значение ниже — 100-110 тысяч.

Если для кинематографистов хотя бы нижняя граница ставок, опубликованная Гильдией, кажется распространенной, телевизионные монтажеры даже их считают завышенными. Режиссер монтажа федерального канала Антон Хикава отметил, что ставка в 150 тысяч рублей в месяц реальна для рекламы, клипов и кино, но никак не для телевизионного монтажа. На телевидении, по мнению Хикавы,  она составляет от 70 до 100 тысяч: «И даже это считается нормальным, ибо есть места, где ниже». По его мнению, «две тысячи рублей в час начинающему никто не даст».

Другие телевизионщики, которых мы опросили, отметили, что месячная оплата труда по рынку составляет от 40 до 70 тысяч рублей. Это близко к реальному положению вещей: по информации сайта Mediajobs.ru, средняя ставка режиссера монтажа на телевидении составляет примерно 60 тысяч рублей. Но есть предложения и сильно дешевле. Например, режиссеру монтажа на телеканале «Москва 24» предлагается сумма от 37 до 50 тысяч с учетом опыта от трех до пяти лет.

Как видно, ставки, заявленные Гильдией режиссеров монтажа, сами представители профессии считают завышенными или относящимися лишь к небольшому числу людей, работающих на серьезных и масштабных проектах. Суммы, обозначенные как минимальные для начинающих монтажеров в сфере кино, выплачиваются монтажерам со стажем. На телевидении все еще жестче: средняя месячная оплата труда по рынку более чем в два раза ниже границы демпинга, установленной гильдией.

Гильдия режиссеров монтажа: существует ли она?

Поскольку информация о средней зарплате в индустрии кардинально расходится с цифрами, рекомендуемыми гильдией, остается вопрос: действительно ли в России существует Гильдия режиссеров монтажа, в каком качестве и можно ли серьезно относиться к ее «ставкам»?

В 2013 году на просторах Facebook была основана группа Гильдии режиссеров монтажа. Как отмечает руководитель группы Юрий Власов, цель ее создания состояла в том, чтобы объединить профессионалов  для общения и обмена информацией.

В 2015 году в Московской школе кино прошел официальный запуск Гильдии режиссеров монтажа. Главным организатором выступил куратор факультета монтажа МШК Сергей Акимов. Основными целями Гильдии, перешедшей в реальный мир из Facebook, стало «создание грамотных и комфортных условий работы продакшн-специалистов, выстраивание отношений с работодателем, выведение культуры сообщества на новый уровень». Тем не менее Гильдия режиссеров монтажа официально в России не зарегистрирована, в отличие от, например, Гильдии продюсеров и режиссеров. Поэтому ее деятельность с самого начала не имеет юридической силы.

Спустя три года гильдия, перешедшая из интернета в реальный мир, функционирует слабо. Группа в Facebook, вместе с тем, развивается, численность ее растет (на момент работы над статьей в ней состоит около 550 участников), участники активно обмениваются мнениями по профессиональным вопросам. Неофициальные ставки режиссеров монтажа опубликовала именно она.

По словам Юрия Власова, опубликованные цифры носят лишь ознакомительный характер, чтобы режиссер монтажа смог понять, соответствует ли он «топовому уровню». Если профессионал востребован и заработал себе имя, он вполне может получать подобные суммы. Разделения ставок на кино и телевидение в посте гильдии нет, потому что авторы не видели большой разницы в размере ставок в этих сферах: «бюджеты формируются индивидуально под каждый проект».

На вопрос, сколько режиссеров монтажа из тех, кого он знает, получают подобные ставки, Власов ответил: «Пять-шесть». Глава офлайновой гильдии Сергей Акимов на наш вопрос о рекомендуемых ставках ответил, что это «цены Юрия Власова», которые живут исключительно в формате комментариев отдельных людей в Facebook, и к ним нельзя относиться как к установкам гильдии.

Таким образом, представленные ставки режиссеров монтажа — скорее частное мнение некоторых представителей индустрии по поводу желаемой оплаты труда, нежели реальная информация об окладах

Адекватно ли платят режиссерам монтажа?

Несмотря на весьма абстрактный характер ставок, опубликованных гильдией, они все же могут стать поводом для давно назревшей в отрасли дискуссии об адекватности зарплат. В условиях отсутствия четких критериев оплаты труда и усугубляющегося кризиса, режиссерам монтажа приходится соглашаться на низкие ставки, просто чтобы оставаться «в игре». По мнению Александра Амирова («Последний богатырь», «Дом»), даже топовые режиссеры монтажа не получают денег, сопоставимых с гонораром среднего оператора на телесериале.

Подавляющему большинству опрошенных нами режиссеров монтажа кажется печальной тенденция последних лет к снижению платы за монтаж. Другая частая проблема, свойственная профессии — задержка зарплат. При этом суммы относительно небольшие, чтобы ради них тратить время на судебные тяжбы с работодателями.

Как режиссерам монтажа бороться за достойные оклады?

Стоит ли режиссерам монтажа соглашаться с низкой оплатой труда и как можно менять ситуацию? В этом вопросе профессионалы, с которыми мы общались, разделились на три практически равные группы.

Представители первой советуют коллегам научиться предлагать работодателю уникальные услуги; но для этого надо совершенствовать себя, быть лучше остальных, «чтобы хотели платить именно тебе и столько, сколько хочешь ты». По их мнению, ставить надо не вопрос оплаты труда, а соотношения гонорара и уровня созданного режиссером монтажа материала. «Неважно, согласился ли ты на проект за условные пять тысяч, или за 105 — надо выполнять его одинаково хорошо».

Вторая группа режиссеров монтажа предлагает бороться: формировать ставки, «делая это сообща, как внутри цеха, так и во взаимодействии с другими цехами». Заниматься такой работой должна реально существующая организация, «имеющая вес». Гильдия режиссеров монтажа в ее настоящем виде не воспринимается как организация, способная решить эти задачи. Мария Сергеенкова, например, считает, что профессиональному сообществу необходим настоящий профсоюз.

Принципиальный отказ от низкооплачиваемой работы — тоже способ отстоять себя и свою ставку. По мнению Антона Хикавы, в случае несогласия со ставками, надо отказываться от проектов, ведь «никто не отменял аккумуляцию техники, если, например, вы работаете из дома. Уходить в минус — недопустимо».

 

 

Источник