Словарь: сленг звукорежиссеров

Голосовать

Всегда хотели знать, о чем разговаривают звукорежиссеры, но боялись спросить? Вам поможет наш обзор распространенного профессионального сленга.

Когда я впервые оказался на съемочной площадке, я едва ли мог понять, что от меня хотел главный звукорежиссер, попросив «не светить бумом». Со временем я изучил все нужные термины, а теперь составил небольшой словарь звукорежиссерского сленга, с которым вы можете столкнуться.


Аэска

— АСК: Аппаратно-студийный комплекс (по сути — весь телецентр).  


Аукс, окс (с английского AUX)

— Разъем типа mini-Jack. Термин не самый профессиональный, но на практике встречается все чаще.


Громкая

— динамки в студии. С помощью него можно что-либо сказать по громкой связи из аппаратной: «Передай по громкой».


Катнуть (от английского ‘to cut’)

— вырезать. Катнуть середину — вырезать средние частоты аудио-сигнала.


Поджать

— обработать прибором динамической обработки, сузить динамический диапазон сигнала.


Говорящая голова

— Диктор.


Микрофонная пауза, румтон

— Запись нескольких секунд «тишины» на съемочной площадке для простоты склейки звука на постпродакшне.


Рыба, скелет

— Черновая работа, на которой будет основываться финальная версия.


Почистить звук

— Устранить ненужные звуки из аудиодорожки с помощью «шумодавов» и прочих приборов обработки и чистки звука.


Засветить бум

— Во время съемки микрофон «пушка» появился в кадре. Считается браком по картинке, однако «по шапке» получает звукооператор в первую очередь.


Кабло

— Любой кабель или провод на съемочной площадке.


Собака (иногда кошка)

— Ветрозащита из специального ворса, чтобы ветер не задувал в микрофон.


Цеппелин

— Ветрозащита для остронаправленного микрофона с противовибрационным креплением.


Инэйры

— Наушники типа in-ear.


Кишка

— Группа кабелей типа «мультикор».


Порвать

— Задействовать «разрыв» типа Insert в звуковом тракте.


Продуть

— Настроить систему при помощи белого или розового шума.


Прибрать

— Ослабить. Например, прибрать высокие — ослабить высокие частоты в сигнале.


Пожарка

— Специальное объявление о технике безопасности при чрезвычайных ситуациях. Оно дается перед каждым эфиром или с утра во время целого дня записи. Звук идет из аппаратной.


Тюльпаны

— Разъемы типа RCA.


Песок

— Рассыпчатая верхняя середина.


Мама

— Разъем типа Female.


Папа

— Разъем типа Male.


Джек

— Разъем типа TS/TRS.


Порталы

— Акустические системы для озвучивания зала.


Гробы

— Сабвуферы, большие низкочастотные громкоговорители.


Пищалка

— Высокочастотный динамик в громкоговорителе.


Ревер, холл

— Процессор пространственной обработки сигнала с эффектом реверберации.


Слюни

— Плохая и резкая середина в сигнале около одного килогерца (1 kHz).


Яркий звук

— Аудиосигнал с прозрачными верхними частотами.


Минус

— Аудиотрек без вокала.


Плюс

— Аудиотрек с вокалом.


Улучшайзер

— Плагин, который при использовании стандартных настроек (пресетов/presets) делает звук громче, плотнее, «ярче».


Фох (с английского FOH; Front of House)

— Звукорежиссер, работающий непосредственно в студии и руководящий звукоусилением для публики в студии. Звукорежиссер из аппаратной может давать команды на фоха. К примеру, прибрать или, наоборот, усилить какой-то микрофон


Фонок (от английского слова Phonak)

— Скрытый наушник, предназначенный для связи редакторов и прочего персонала с ведущими.


Несмотря на откровенную абсурдность некоторых терминов, они помогут не затеряться в рабочих условиях в трудную минуту. Конечно, сленг меняется со временем и на каждом рабочем месте он так или иначе преобразовывается, однако основные слова остаются прежними.