Сто и один совет для сценариста
Майкл Роган — преподаватель сценарного мастерства, писатель, автор обучающих статей для сценаристов.
Текст взят отсюда: http://scriptbully.com/screenw…
Непровальные советы сценаристу.
Ну привет, добро пожаловать. Перед вами, черт возьми, кладезь советов для сценариста. (Тут, естественно, будет примерно на 91 совет больше, чем есть, но я слишком ленив, чтобы сесть и в один день все их написать).
Итак, начинается погружение в пучину сценарной полезности.
#1 Напишите первой… КУЛЬМИНАЦИЮ!
Во-первых, это отличная и реальная мотивация дописать сценарий до конца. Но дело не только в этом. Помимо этого, вы будете на все сто знать, о чем конкретно история.
#2 Когда у вас жизненные трудности… пусть и герой ваш окажется в опасности!
Если вы начинаете замечать, что сценарий ваш приобрел характерный запах безнадежной скукоты, возможно все дело в том, что вы не на том сконцентрированы. Обратите свои эмоции в нужное русло, дайте им влиться в историю.
#3 Убедитесь, что на всю историю приходится хотя бы 7 “невероятных открытий” и “решающих событий”.
Это могут быть диалоги, проишествия, линии, намеки, что угодно. Но стоит наполнить историю маленькими пикантными удивлениями, и вы заметите, как она заиграет совершенно другими красками. Да что уж там, и продаваться будет лучше.
#4 Не будьте рабом трехактной структуры.
В Индиане Джонс вообще их семь. В Шекспире пять. Забудьте вы про акты, думайте лучше о том, как красиво подойти к кульминации. Наберите их как бусинки на нитку, акт за актом, и плевать на их количество.
#5 Не надо задаваться целью сделать героя всеобщим любимчиком.
Вот вообще не надо на эту тему заморчиваться и делать это самоцелью. (Рик в Касабланке милый? А как насчет “Наполеон Динамит”?) Дайте лучше герою задачу. Цель, ради которой он готов костьми лечь. За это его и полюбят.
#6 Место событий — ваше главное оружие.
Поймите, что место событий — это не то, куда вы все просто притащитесь с камерой, чтобы уже наконец что-то отснять (ну, где-то ж надо это сделать). Место событий — это то, что может герою помогать, мешать, вдохновлять или останавливать, главное — это то, что подчеркивает главную тему вашей истории.
#7 Хорошенько продумайте концовку (и впихните ее в начало).
Отвратительные концовки, как правило, следствие пустых неинтересных начал. Поэтому убедитесь, что в самом начале игры ставки уже настолько велики, что к концу они взлетят и вовсе до небес.
#8 Попробуйте использовать голос за кадром для контраста (не для разъяснений!)
Голос за кадром, поясняющий каким-либо образом происходящее в данной сцене — это тоска смертная и к драме отношения не имеет ровно никакого. Как в “Бегущем по лезвию”. А попробуйте использовать его так, чтобы он противоречил тому, что видит зритель на экране. (Это может быть метафорой внутреннего конфликта героя, кстати!)
#9 Пишите о том, что вас злит (не о том, что продастся хорошо)
Знаю, знаю, вы безумно хотите бросить к чертям работу, уйти, добиться успеха в сценарном мастерстве, стать узнаваемым писателем, чтобы уже наконец доказать всем окружающим, что это — тоже дело, и помимо всего прочего — доходное. Так вот. не об этом писать надо. Пишите о том, что сводит вас с ума, что пугает, что вызывает в вас бурю эмоций… и все эти продюсеры побегут скупать то, что вы выплеснули.
#10 Повествование — это повествование, которое повествование.
Не ограничивайтесь лишь изучением фильмов (и учебников по сценарному мастерству). Читайте романы, ходите в театр, да банально — играйте в компьютерные игры, делайте все, что пробивает вас на эмоции и не переставайте задаваться вопросом: почему это зацепило, что в этом ТАКОГО? И что из этого можно почерпнуть?
#11 Подумайте, какой фильм (или сериал) вы бы точно не стали смотреть. И посмотрите целиком.
Ненавидите все вот эти сериалы, что крутят ежедневно по ТВ? Беситесь от подростковых ужастиков с идиотским сценарием? ЧУДНЕНЬКО! Тогда вот знайте, что посмотреть их — задача номер один. Когда смотришь то, что не нравится, больше следишь за рабочими моментами, не утопая в событиях на экране, поэтому намного легче найти какие-то неплохие идеи и использовать их самому (все равно никто никогда не узнает)
#12 Напишите полный шлак.
Забудьте о продажах. О высококонцептуальных персонажах. Вообще обо всем забудьте. Ключ к успеху — это умение сократить количество времени, нужного на переделывание этого самого шлака в сокровища. Так что… пишите всякий бред, да как можно больше. (В конце концов, это поднимает настроение)
#13 Ставьте планку выше.
В следующий раз возьмите и напишите что-то такое, что, как вам кажется, ни вы, ни кто-то другой не смог бы снять (ну или, как минимум, сценарий, концовку которого вам очень трудно представить). Да, страшно браться за необъятную работу, но вы только представьте, как невероятно здорово будет с ней справиться! (И не волнуйтесь, прогресс не стоит на месте, если работа гениальна — ее просто снимут чуть позже (как было, например, со Звездными Войнами — прим. переводчика).
#14 Перечеркните все моменты, где герой приходит и уходит.
Ради всего святого, ради любви к фильмам Майкла Бэя, пожалуйста, пусть в вашем ценарии не будет этих “входов и выходов”! Еще Шекспир понял, что чтобы выход со сцены был эффектным, понадобится медведь (пример из комедии “Бесплодные усилия любви”)
#15 Пусть диалоги будут односложными и энергичными!
Актеры обожают сочные диалоги. Вот что они точно ненавидят, так это нагроможденные оборотами предложения, на которые им не хватает воздуха и где-то посередине приходится вздыхать. Сделайте предложения такими, чтобы их можно было выпалить на выдохе!
#16 Задавайте риторические вопросы.
Ваша задача не в том, чтобы максимально проинформировать. А в том, чтобы РАЗВЛЕЧЬ. Поэтому как можно больше, как можно больше риторических вопросов.
#17 Прерывайте монологи.
В реальной жизни монологи встречаются крайне редко. Просто представьте, что кто-то говорит без остановки, страницы на три текста. Да любой захочет его придушить!
#18 До второго драфта забудьте про символизм.
Вот это все глубокомысленное нечто не должно присутствовать на черновике. Потом этим напичкаете текст. В первом черновом варианте этого не должно быть.
#19 Начните сценарий не с экшна, а с самих героев.
Самое важное — зацепить зрителя, заставить его видеть в герое частичку себя. И ничто так не срабатывает, как потребность главного героя в простых человеческих вещах (привязанность, успех, безопасность, сила итд). А боеголовку можно и в следующей сцене пустить.
#20 Приправьте свою историю щепоткой сложности бытия героя.
Что-то должно мешать герою преодолевать трудности, прорываться в НОВУЮ ЖИЗНЬ. А еще лучше, пусть это будет кто-то. И этот кто-то должен быть не особо приятной персоной, с которой весьма сложно о чем-то договориться
#21 Комедия должна быть ХАЙПОВОЙ и ТОПОВОЙ
Поясню. Многие любят тонкий юмор, и я знаю много утонченных и высоких комедий. И это здорово, когда вы уже пару-тройку сценариев продали. Не каждый ценит такой юмор, поэтому первые работы ваши должны быть как минимум возмутительными, яркими и броскими.
#22 Сначала визуализируйте, потом уже записывайте.
Написание сценария — очень многогранный творческий процесс. Однако не у всех выходит осилить и визуализацию написанного, НО! Вы же пишете кино! Поэтому очень хорошо представить как бы выглядели самые значимые сцена вашего проекта, а потом уже их записать. Попробуйте, и мало того, что ваш сценарий будет выглядеть весьма и весьма профессионально, так еще и режиссеры расцелуют за такое.
#23 Убедитесь, что любовные сцены что-то меняют в происходящем действии.
Любовные сцены ужасно неловко снимать. И смотреть. Поэтому в них должен быть смысл помимо самого действия. Они должны хоть как-то направлять дальнейшие события в другое русло, иначе кроме неловкости все, включая читателя или зрителя, ничего не испытают.
#24 Привыкайте делать разбор всего увиденного.
Только вместо обычного обсуждения фильма или сериала, как это делают все, задайте себе, например вопрос: “А что бы я хотел здесь поменять?” Может, проработке героев стоило уделить больше внимания? Может, ставки недостаточно велики или вовсе неясны? Создайте себе такой список настроек, в котором по пунктам будут указаны некоторые ключевые моменты сценария (главный герой, антогонист, цели итд) и по каждому просмотренному фильму отмечайте, что бы вы хотели изменить, чтобы сделать лучше.
#25 Никогда бойтесь неловких пауз.
Оставляйте вопросы без ответа. Пусть читателю и зрителю станет так же неловко. Тишина может вызывать невероятные эмоции. И заодно взвинтить ставки сюжета.
#26 Если сцена вышла дерьмовенькой, попробуйте написать ее сразу с нескольких точек зрения.
Откровенно говоря, у каждого случаются дерьмовые сцены. Абсолютно у каждого. И если это на сей раз случилось с вами — не беда. Возьмите и напишите ее заново, несколько раз, будто о ней рассказывают разные герои, участвующие в ней. Тщательно перемешайте получившееся. Блюдо готово.
#27 Последний вариант сценария прочитайте вслух.
Диалог может быть вполне себе нормальным на бумаге. Но при этом абсолютно дурацким, если читать его вслух. Поэтому внимательно прочитайте вслух и выкиньте все, что покажется вам странноватым.
#28 Возьмите все каноны жанра, в котором пишете и пошлите их к чертям.
У каждого жанра есть пусть и не определенные каноны написания, но какие-то более или менее стандартные варианты развития событий. Самый надежный способ заинтриговать и заинтересовать зрителя — взять и перевернуть все с ног на голову.
#29 Думайте о вашей истории с точки зрения психологии.
Продумывание поворотов сюжета (которые публика, кстати, никогда не замечает) — задача номер один для сценариста. И эта задача сильно упрощается, если смотреть на проблемы героя с психологической точки зрения, то есть будете реализовывать историю так, чтобы она вся была одной большой стратегией решения проблем главного героя, где стратегия будет непременно верной (НЕТ).
#30 Научитесь искусству говорить ЦЕПЛЯЮЩЕ.
В чем секрет той же самой визуализации написанного? В мощных, странноватых и очень точно подходящих словах.Перепалки должны быть ВЗРЫВНЫМИ, герои в них должны ГОРЕТЬ. Слова должны быть прямым отражением эмоций, учитесь подбирать такие слова, которые будут полностью описывать происходящее. Тогда и отдача от читателя будет в разы больше.
Продолжение следует.
Материал предоставлен Киношкола Студии Снегири
Посетите курсы
info@snegiri-studio.ru
+7 (499) 577-02-41