5 незаменимых человек на съемках микробюджетного проекта
Насколько большой должна быть команда и какие члены команды самые незаменимые на съемочной площадке — это, пожалуй, самые частые вопросы, которые задают люди, занимающиеся финансированием фильмов с предельно низким бюджетом.
Ни на один из этих вопросов нет точного ответа, так как условия продакшна изменяются от фильма к фильму, слишком разнятся творческие и организационные аспекты. Тем не менее, используя накопленный режиссерский и продюсерский опыт работы с микробюджетными проектами, можно собрать команду из пяти человек, которая прекрасно подойдет для фильмов подобных масштабов. Пять — это базовое количество членов команды, в зависимости от организации и особенностей проекта в нем может участвовать и больше людей.
- 1-2 члена команды;
- 5-7 членов команды;
- 15 членов команды.
Совсем другое дело — микробюджетные проекты класса «хай-энд», бюджеты которых приближаются к отметке в 50 тысяч долларов. Часто к их производству подходят так же, как и на более крупных, а количество человек в команде может достигать 15: просто масштабы их заметно меньше в плане съемочных дней, локаций и актерского состава — все для того, чтобы уместиться в бюджет. Некоторым наверняка приглянется такой вариант, но по опыту могу сказать, что распоряжаясь настолько крупной командой с таким небольшим бюджетом, запросто можно потратить много лишних денег и времени.
Безусловно, каждый член команды от хлопушки до оператора — по своему важен, и ни с кем нельзя обращаться как с расходным материалом. Но если встает вопрос экономии (а с бюджетом в 50 тысяч он обязательно встанет), нужно идти на жертвы. Например, при десятидневной съемке расходы на еду команды из 15 человек «сожрут» большую часть бюджета. И это без учета того, что возрастут и другие расходы: на локации, парковку, транспортировку, расходники и тому подобное. Производство становится более напряженным, у вас остается меньше пространства для спонтанных решений. Иногда это работает, но, в большинстве случаев, на мой взгляд, подобная команда далека от оптимальной.
А теперь — золотая середина. Команда из пяти-семи человек.
Меньше команда + меньше организация = больше времени на съемки и меньше — на координацию.
На фильмах с бюджетом 100-250 тысяч и более команда из 15-ти человек была бы идеальна и уж точно более продуктивна, чем базовый набор из 5 членов. Но здесь главное не переборщить с группой в ущерб творческой свободе.
Итак, если вы ставите или продюсируете микробюджетный фильм и хотите не выходить за рамки пяти человек в команде, рекомендую вам разделить ее следующим образом.
1. Режиссер
Как и остальные члены съемочной группы, на микробюджетном проекте вы будете выполнять в три раза больше обязанностей, чем на обычном фильме. Лично я сталкивался с тем, что на площадке постоянно приходилось сменять множество ролей (от хлопушки до продюсера), при этом не забывая выполнять свои основные обязанности: вести свою команду к воплощению целостного видения.
Да, это сложно — сбалансировать работу правого и левого полушария мозга на всем протяжении съемок. К счастью, у вас есть настоящее спасение: второй режиссер.
2. Продюсер / второй режиссер
Скорее всего, продюсер будет выступать еще и вторым режиссером во время производства. Если нет (или же вы взяли продюсерские обязанности на себя), значит вам абсолютно точно надо найти лучшего второго режиссера, который согласится работать с вами. Второй режиссер поможет убедиться, что производство идет по расписанию, у вас есть все необходимые кадры, нужные бумаги заполнены, еда подана вовремя и многое другое. В противном случае вам придется занимться всем этим самому. Как я уже говорил, ужасно тяжело справляться со всеми этими задачами при том, что нужно еще и мыслить творчески.
Не пренебрегайте вторым режиссером — он нужен всегда.
3. Оператор-постановщик
Одно дело быть оператором-постановщиком на большом проекте, где вы можете разделть свои обязанности с остальной съемочной группой: операторами камеры, осветителями, грипами и так далее. На микробюджетных проектах, совмещая функции режиссера и оператора-постановщика, вы берете на себя обязанность настройки камеры, взаимодействие с медиафайлами, освещение кадра, передвижение крепежных конструкций и многие другие задачи.
Из-за этого практически всегда приходится жертвовать временем, которое вы могли бы провести с актерами и остальными членами съемочной группы. На мой взгляд, в команде всегда должен быть отдельный оператор, если только вы не снимаете фильм, который требует очень мало освещения, тщательно спланированный на препродакшне и без частого использования ручной камеры. Но если вы очень хотите снимать фильм самостоятельно, как минимум позовите грипа / гафера и, возможно, второго оператора, которые смогут взять на себя часть обязанностей.
4. Звук на локации
Я записывал аудио сам только в некоторых очень редких ситуациях, включая досъемку для нового полнометражного фильма, и во время съемок короткометражки год назад. Это было исключение из правил, и у меня не было другого выбора из-за вопросов организации, цены и других факторов. И даже тогда я позволил себе так поступить только потому, что это длилось всего одну смену. Возможность записывать звук на всем протяжении съемок полнометражного фильма я бы даже не рассматривал.
Запись звука на площадке — это очень техническая работа. Требования к усилиям и энергии, которые требуются для настройки оборудования, наблюдения за ним и, самое главное, мониторинга всех записей на протяжении съемки — невероятно высоки. Практически невозможно заниматься этим одновременно режиссируя фильм, так что даже не думайте об этом.
5. Художник-постановщик
Почти любая доступная камера, — начиная с бюджетных DSLR-моделей и заканчивая техникой среднего уровня, — способна снимать красивые изображения. Качественная разница (по крайней мере визуальная) между микробюджетными и крупнобюджетными фильмами становится все меньше с каждым годом. Но художественная постановка не зависит от камеры.
Многие кинематографисты ошибочно ассоциируют художника-постановщика с большими проектами, требующих крупных декораций, которые еще надо «обработать». Но на микробюджетном фильме художник-постановщик эффективнее всего работает с небольшим количеством реквизита и костюмов, а также тем, что уже есть на локации. Дело не в том, что на площадке надо что-то серьезно менять, а в том, что кто-то должен взять на себя обязанность следить за тем, как выглядит то, что попадает в кадр. Иногда простая замена бутылки вина на втором плане на пакет сока может сильно повлиять на общее восприятие. Но если у вас нет отдельного художника-постановщика, все это, скорее всего, упустят из виду.
Дьявол кроется в деталях, и никто не знает о них больше, чем художник-постановщик.
В заключение
Да, пять человек, о которых шла речь выше — это самые основные участники съемочного процесса, без которых, на мой взгляд, не обойтись никому. Это не значит, что остальные кинопропрофессии (гример, гафер, ассистент по производству и так далее) не важны.
В самом начале статьи речь шла о команде 5-7 человек, а не просто о пяти ее членах. Иногда пяти специалистов может хватить — в этих ситуациях советую выбирать именно этот список. В других же случаях у вас могут появиться особые запросы — каскадеры, сложные схемы освещения или спецэффекты, для которых на площадке требуется присутствие дополнительных людей. Допустим, вы обеспечили себе самое необходимое с командой из пяти человек. У вас должно остаться пространство для маневра — возможность нанять одного-двух членов команды (хотя бы на определенные дни), которые помогут закрыть производственные пробелы, которые у вас появились.
Если вы понимаете, что для воплощения идеи вам нужно гораздо больше людей, возможно, стоит пересмотреть концепцию. Проанализируйте, какие изменения нужно внести в локации, кастинг или другие параметры, чтобы вы смогли снимать с меньшей командой, а не распылять силы попусту.