Регламентные работы

Само понятие “регламентные работы” определим как регулярную инспекцию состояния комплекса (эфирная аппаратная, серверная и т.п.) с целью заблаговременного предотвращения проблем и поддержания его в рабочем состоянии. Подчеркнем, что под “комплексом” подразумевается не только техническое обеспечение, но также и обслуживающий его персонал.

Цели

В чем же цель проведения подобных мероприятий? На поверхности лежит простой ответ – чтобы все техническое обеспечение исправно выполняло свои функции. Любая техника ломается, какой бы дорогостоящей и надежной она ни была. Наша задача – предусмотреть это и не допустить аварийной ситуации.

Но есть и другие цели – вовлечение персонала в рабочий процесс, повышение его квалификации и подготовка к нештатным ситуациям. Рассмотрим их подробнее.

Охлаждение

Классическая проблема для любого инженера – это вентиляторы, которые устанавливают практически в любую современную технику – от бытовых компьютеров до FM-передатчиков. Теоретически качественный вентилятор может проработать 5–6 лет без каких-либо проблем, но это в идеально проветриваемом помещении. На практике же вентилятор за год-два собирает такое количество пыли, что охлаждение практически не происходит. Как следствие, повышенные обороты и износ механизмов вентилятора, а также перегрев и выход из строя охлаждаемых элементов.

Чтобы избежать аварий, занесите в регламентные работы профилактический осмотр всех ключевых узлов вашей системы. Накопилось много пыли? Дожидаемся профилактики, берем в руки пылесос и зачищаем территорию.

Конденсаторы

Немало проблем доставляют и конденсаторы. И если устройств с пассивным охлаждением (то есть без вентиляторов) на рынке присутствует достаточное количество, то конденсаторы есть практически в каждом приборе: коммутаторе, блоке питания, модеме, материнской плате и т.д. С течением времени конденсаторы могут вздуваться, а значит терять свои физические характеристики, что приводит к нестабильной работе устройства. Компьютер начинает зависать, а блок питания перестает выдавать нужное напряжение.

Если при регламентном осмотре на материнской плате компьютера замечены подозрительные вздутия, то у обслуживающего персонала есть достаточно времени, чтобы заменить плату на новую.

Отметим, что в современных материнских платах персональных компьютеров применяются твердотельные конденсаторы. Срок службы таких элементов больше, чем у их электролитических собратьев. Они лучше работают при высоких температурах и не подвержены разрыву от закипания электролита. Но все ли компьютеры в вашей компании куплены за последние один-два года? Или в наличии имеется оборудование в возрасте трех-пяти лет, которое легко может выйти из строя из-за одного вздувшегося конденсатора стоимостью 15 руб.?

Аккумуляторы

Теперь обратим наше внимание на аккумуляторные батареи источников бесперебойного питания (ИБП), которые активно используются практически во всех сферах бизнеса. Срок службы любой батареи ограничен, более того, постепенно уменьшается время автономной работы. И если на новом ИБП ваш сервер работает 40 мин., то через два-три года это время легко может уменьшиться в 1,5–2 раза. Нельзя исключать, что может быть приобретена неоригинальная батарея или просто попался некачественный экземпляр – тогда за два-три года такой аккумулятор практически полностью израсходует свой ресурс, а ИБП превратится в банальный “тройник”, мгновенно отключающийся при пропадании электричества.

Чтобы избежать подобных проблем, рекомендую при запуске ИБП в работу (с новой батареей) наклеивать на прибор наклейку с датой ввода устройства в эксплуатацию. Даже если у вас сменился весь персонал и компания несколько раз меняла офис, то это никак не помешает вам узнать, сколько отработало устройство и не пора ли сделать регламентную замену батареи.

Время от времени имеет смысл проводить полевые испытания ваших ИБП. Аккуратно и штатным образом отключить все важное оборудование, а вместо него подключить, например, старый и ненужный офисный ПК. После этого отключить питание ИБП и оценить, насколько табличные параметры времени работы от батареи (их можно найти на официальных сайтах производителей) соответствуют реальным данным. В результате ваши аварийные инструкции могут быть скорректированы с учетом реальной статистики, что позволит вашему персоналу быть во всеоружии, когда электричество отключат по-настоящему.

Упоминая электричество, стоит отметить, что не бывает “бездонных” розеток и автоматов – их мощность всегда ограничена. И если в ваш офис подведено 10 кВт мощности, то подключение даже четырех ИБП по 2 кВт может создать аварийную ситуацию. Причина банальна – при одновременном включении/зарядке наши ИБП могут создавать пиковые нагрузки, превышающие 10 кВт. Поэтому крайне важно контролировать и регулярно проверять энергопотребление вашего комплекса.

В качестве примера можно привести реальную ситуацию, когда включение на кухне электрического чайника и микроволновой печи приводило к отключению сети, питающей серверную. А все из-за отсутствия регулярного обновления схемы потребления электричества.

Классической является и ошибка с последовательным включением нескольких электрических разветвителей. По 1,5 кВт на разветвитель – и вот первое устройство уже принимает на себя с десяток кВт. Тут и до пожара недалеко. Иногда такие схемы возникают случайно, когда надо срочно что-то подключить. Быстро нашли тройник, включили – заработало, персонал довольный разошелся по домам. Защититься от такого очень сложно, а вот выявить подобные проблемы можно именно в процессе регламентных работ.

Инструкции

Не стоит забывать и о руководстве по эксплуатации от вашего оборудования. За несколькими фразами в инструкции скрываются тысячи человеко-часов и сотни испытаний. Все требования и рекомендации там указаны не просто так. Если в инструкции написано “Не включайте ИБП при его сильном запылении или при температуре и влажности, выходящих за установленные пределы”, то следует выполнять эти требования. В очередную регламентную проверку вашей серверной проверьте работоспособность охлаждающей системы и показания температурных датчиков.

Аналогичные требования есть в инструкции практически к любому устройству. Регулярная замена масляного фильтра в вашем автомобиле – процедура знакомая и логичная для каждого автолюбителя, так почему же не провести аналогичную процедуру с генераторами, питающими ваш дата-центр?

Персонал

Чем же занимаются ваши сотрудники в свободное от основной работы время? Исследования показывают, что в большинстве случаев персонал занимается своими личными делами: записывается к парикмахеру, общается в социальных сетях и смотрит видео, а никак не получением дополнительных знаний. Пользы от этого вашему общему делу – никакой. А с течением времени ситуация только ухудшается: несколько лет “расслабления” мозгов, монотонная работа и процесс потери знаний и умений становится необратимым.

Избежать этого поможет либо интенсивная политика повышения (или как минимум подтверждения) квалификации, либо регулярные тренинги.

Возьмем для примера радиостанцию, “размять” коллектив поможет простейший эксперимент. В строго запланированное время собираем вместе весь технический персонал, обслуживающий студию. Перед ними собираем макет эфирной аппаратной и делаем небольшое изменение – меняем каналы местами, отключаем какой-либо провод или изменяем положение фейдеров. Затем просим каждого участника эксперимента исправить ситуацию. Данный тест позволяет легко определить, кто в коллективе может оперативно принимать решения в нештатной ситуации и насколько он дружит с техникой. Не удивляйтесь, если в итоге один сотрудник будет работать эффективнее троих коллег. Замотивируйте этого специалиста, и он сможет поднять ваши технологии на новый уровень.

Аналогично можно отработать и переход на резерв или замену отказавшего оборудования. По сути, все это будет напоминать классические армейские учения, которые позволяют отработать решение большинства стандартных ситуаций. Самое важное – не забывать, что такая работа с коллективом должна носить регулярный и заранее запланированный характер.

 

 

Источник