Правовые риски телеком- и медиакомпаний
Рынок телекоммуникаций и медиа растет, а вместе с ним, по мнению старшего партнера юридической компании «Катков и Партнеры» Павла Каткова, увеличивается и внимание к нему со стороны регулятора.
«Мы в своей практике часто сталкиваемся с так называемым „точечным подходом“ компаний к юридическим рискам, когда проблемы решаются по мере их возникновения», — рассказывает Павел Катков. Он уверен, что в этом случае невозможно оценить карту рисков целиком. В итоге руководство компании получает от юриста «поэму» из мудреных оборотов типа «в связи с изложенным», «представляется возможным», «затруднительно дать четкий ответ» и так далее.
Павел Катков рекомендует матричный (системный) подход к рискам, когда можно увидеть их комплексную картину. При таком подходе клиент получает матрицу (таблицу) со всеми рисками, может оценить, что применимо к нему, а что нет, а также понимает степень вероятности наступления и «вес» потенциальных опасностей.
У телекоммуникационной отрасли основные проблемы и риски связаны с борьбой с СМС-спамом и недобросовестными контент-провайдерами; частотным регулированием и регулированием тарифов, ужесточением правил продажи SIM-карт. В свою очередь, проблемы и риски медиа лежат в плоскости содержания контента, защиты детей, экстремизма, пиратских споров, доли иностранного владения, лицензирования, международных норм, ограничения рекламы, прокатных удостоверений и других.
«Границы между традиционным телекомом и медиа постепенно размываются, и один сегмент уже не может существовать без другого. Поэтому и риски становятся пересекающимися», – утверждает Павел Катков.
Он добавляет, что в матричном подходе используются несколько критериев, составляющих его базу. В эту базу входят наличие риска в принципе и его отношение к данному конкретному клиенту или сервису. На самом деле, составить такую матрицу не так просто, как кажется на первый взгляд. Существуют гибридные сервисы, объединяющие в себе функции СМИ и операторские услуги, и сложность заключается в правильной диагностике рисков. Следующими важными критериями являются наличие и размер санкции, установленной законом, и вероятность ее применения исходя из правовой практики. Санкции могут быть и небольшими, но компания должна четко осознавать, что это за риски. «Некоторые нормы в российской практике применяются крайне редко, к примеру, реальные приговоры по статье 146 УК (нарушение авторских и смежных прав, — прим. «Теле-Спутника»), и этот факт следует обязательно учитывать», — считает юрист. Последним критерием, по его словам, является необходимость разделения рисков на «реальные» и «теоретические».
В качестве примера Павел Катков подробно остановился на антипиратском законодательстве, которое претерпело существенные изменения и поправки в ходе своей «эволюции» в отечественном регулировании. Когда закон только приняли, он вызвал множество страхов у компаний, однако разобравшись поподробнее и сравнив его с зарубежными аналогами, они пришли к выводу, что в России был принят относительно либеральный вариант блокировки.
Павел Катков предлагает компаниям при работе с рисками действовать по следующему плану. Первое: определить вероятность риска для компании или сервиса. Второе: разработать и внедрить регламент реагирования на риск. Третье: обучить людей, проведя специализированный семинар и выдав соответствующие инструкции. Четвертое: провести тестирование регламента в конкретной компании, учитывая специфику корпоративных традиций, персонала, традиций. И, наконец, пятое: исходя из результатов тестирования, «подкрутить» там, где тонко. «Хуже всего – это бездействовать и ждать, пока само рассосется», – резюмирует Павел Катков. Он уверен, что риски в телекоме и медиа будут только расти, поскольку регуляторные акты принимаются каждый год.