CSTB 2019: как трансформируется медиаиндустрия
Насколько Россия вписана в глобальные тренды, почему эксклюзивный контент важнее всего, когда наступит «звездный час» 5G и другие темы круглого стола «Цифровая трансформация телеком- и медиаиндустрии».
Глобальные медиатренды в России
В 2019 году Минкомсвязи обещает отключить аналоговое телерадиовещание в российских регионах. Какие сильные изменения успели произойти к этому моменту в российской медиаиндустрии?
В новой цифровой реальности многие вопросы пока остаются без ответов. Например, как взаимодействовать с авторами и авторскими обществами, очищать права и избегать судебных процессов. Цепочка отношений от абонента до правообладателя выстраивается заново, и ее нужно сделать максимально эффективной.
Вице-президент по работе с массовым сегментом компании «Ростелеком» Диана Самошкина привела интересную статистику: широкополосный интернет есть почти у 60% российских семей. Это — отличное подспорье для развития цифрового пространства, также, как и массовое распространение мобильного интернета и Smart TV.
При этом важным для цифрового телевидения важным становится эксклюзивный контент. К примеру, приложение «Мульт», сделанное на основе аутентичной российской мультипликации. О нем рассказал Роберт Гндолян, директор «Цифрового телевидения». Таргетируя аудиторию, компания добивается серьезных успехов: сериал «Сказочный патруль» недавно обогнал «Машу и медведя» по количеству просмотров.
Генеральный директор «Сигнал Медиа» Михаил Ковальчук считает, что в первую очередь медиарынок нужно взращивать: «Делить на данный момент нечего». Масштаб распространения платного телевидения, например, идентичен тайваньскому. Поэтому, по словам Ковальчука, телевизионные и интернет-операторы должны быть только благодарны производителям за то, что они пытаются «поднять» контент на высокий уровень, соответствующий масштабам страны.
Изменения в интернет-среде
Важный мировой тренд, ставший и российским — это увеличение количества часов, которые потребители проводят за просмотром видео в интернете. По словам коммерческого директора «Яндекса» Леонида Савкова, сейчас важнее, во-первых, предоставлять интересный контент, и во-вторых, эффективно бороться с пиратством. В 2018 году «Яндекс» начал производить собственный контент и даже снял свой «Голубой огонек». Бон также провел трансляцию чемпионата мира по футболу.Антипиратский меморандум, подписанный недавно ведущими поисковиками, по словам Савкова, должен позитивно повлиять на всю индустрию, но пока крупные игроки (читай, неприсоединившегося Google) остаются в стороне, его действие не будет полным.
Михаил Ковальчук высказал мнение, что благодаря огромным знаниям «Яндекса» об интернет-пользователях, поисковик мог бы за считанные годы поменять привычки россиян в потреблении медиа. Особенно если бы «Яндекс» объединился с Mail.ru Group по данным из социальных сетей.
Савков не согласился с доводом Ковальчука, подчеркнув, что интернет в корне отличается от реального мира: пользователи «Яндекс» охотно пользуются и другими сервисами, и высказывания о том, что он способен все в корне изменить — «просто страшилки».
Способы доставки контента
Современная медиаиндустрия поражает не только разнообразием контента, но и способами его доставки. Но важно ли пользователю, как именно он получает фильмы, сериалы и игры? По мнению генерального директора «Первый канал. Всемирная сеть» Алексея Ефимова, совсем неважно: дистрибьюторы в новой реальности стали простыми поставщиками коммунальных услуг. Поэтому в США абоненты все чаще отказываются от кабельных операторов в пользу мобильных сетей, чтобы сэкономить деньги. Ефимов прогнозирует, что Россия столкнется с тем же через 5-7 лет.
Ефимову возразил Роберт Гндолян. Да, медиапривычки поменялись, и у потребителя возникает запрос на кроссплатформенность. Но пользователям по-прежнему небезразлично, кто поставляет им контент. «Если ты привык к приложению, которое можешь использовать на телевизоре, за границей и оффлайн — ты не захочешь переходить на другие», — заметил директор «Цифрового телевидения».
В свою очередь Кирилл Махновский, генеральный директор ГК «Орион», считает, что в стране нет единого зрителя: «Это как автолюбителей на „Майбахе“ и на „Жигулях“ мерить одними мерками». Данные компании показывают, что из всей ее абонентской базы только 50% пользуются интернетом и лишь половина из них делают это регулярно. Конечно, спутниковые телевещатели тоже стараются выводить свои сервисы в интернет, но они не получают от этого существенной дополнительной выручки. Для них интернет — «модная игрушка» и в первую очередь им нужно «развить эту игрушку, не инвестируя в нее глобальные деньги».
5G: «тестовая зона» или прорыв в будущее?
На смену предыдущим стандартам связи должна прийти технология 5G, которая уже развивается в мире. Потенциал 5G попытался раскрыть в своем выступлении генеральный директор Huawei Янсин. Он перечислил такие преимущества технологии как удобство в производстве и доставке контента для медиабизнеса, а также отметил значимость 5G в промышленности и медицине. Он подчеркнул, что вопрос введения технологии в мире должен идти попутно с улучшением цифровой инфраструктуры и, в частности, — пропускной способности сетей.
Диана Самошкина подчеркнула значимость 5G для игровой индустрии: технология улучшит возможности игр в плане их мобильности и интерактивности.
В свою очередь директор по отраслевому развитию АНО «Цифровая экономика» Павел Анисимов отметил, что 5G сможет раскрыться в сфере VR и назвал 2022 год начальной точкой развертывания сети в российских городах-миллионниках. По мнению Анисимова, важнейшей функцией новой сети станет «разгрузка человека от рутины в сторону творческой деятельности».