Эффективный подход к автоматизации телеканала.
Современное телевидение сильно изменилось с приходом IT-технологий, в повседневный обиход прочно вошли понятия «станция нелинейного монтажа», «система хранения данных», «видеосервер», «система автоматизации» и много других. На сегодняшний день без IT-технологий современный телеканал просто не мыслим, динамика развития телевизионной техники все чаще заставляет технических руководителей телекомпаний задуматься о внедрении «безленточных» (tapeless) технологических процессов. На этом же этапе возникает вопрос улучшения эффективности телеканала за счёт автоматизации рутинных процессов. К счастью, на сегодняшний день существует мощный, универсальный инструмент автоматизации ручного труда — компьютер, а посему, в век работы с файлами не улучшать эффективность телеканала за счет автоматизации — значит выкидывать деньги на ветер. Однако для компании, которая впервые сталкивается с процессом внедрения автоматизированных безленточных технологических процессов, выбор решения — очень непростая задача. Ведь объемы инвестиций и сроки внедрения у коллег по цеху высоки, поэтому немногие из тех, кто прошел через этот процесс за последние несколько лет, могут похвастаться безпроблемным управлением телеканалом «одной кнопкой». Как же выбрать правильное решение? Попробуем разобраться.
Для начала следует определиться, какие понятия Вы вкладываете в автоматизацию технологических процессов телеканала. Что должна уметь система такого рода?
Рассмотрим, на основе каких компонентов может быть построена система автоматизации технологических процессов телеканала:
1. Основной элемент (или ядро) любой системы автоматизации технологических процессов современного телеканала — это система хранения и управления медийным контентом, иначе — Media Asset Management (MAM). Прежде чем начать управлять в автоматическом режиме различного рода оборудованием, необходимо создать мощную систему управления самим контентом (сбор, хранение, эффективный поиск, предварительный просмотр и редактирование). Внедрение такого модуля серьезным образом оптимизирует рутинные процессы телеканала, начиная от создания контента и заканчивая выдачей его в эфир. Только на этапах подготовки контента для эфира экономия времени, при использовании техпроцессов с внедренной системой MAM, может составить более чем в 5 раз.
2. Второй элемент, который имеет смысл автоматизировать — система планирования эфира. Это рутинная процедура, которая должна быть организована более эффективно. Наибольшей эффективности можно достичь только от системы автоматизации планирования, которая будет работать непосредственно с контентом из системы MAM исходя из имеющейся сетки вещания и сформированных листов воспроизведения. Это позволит контролировать доставку контента из системы хранения данных МАМ на видеосервер(ы), собирать статистику о фактическом и запланированном эфире, следить за лицензионными правами на материалы и т.д., хорошим примером является система advertizoom.com.
3. Следующий элемент, который отлично поддается автоматизации — это непосредственно сам эфир. Система автоматизации эфира (playout) должна управлять исполнительными устройствами (видеосерверами, системами графического оформления эфира, матричными коммутаторами и пр.) на основании листа воспроизведения (playlist), позволяя выбирать автоматический или ручной режимы управления всем эфирным оборудованием. Формировать статистику об исполнении листа воспроизведения, о контенте, выпущенном в эфир, а так же о работоспособности оборудования эфирного комплекса.
4. Если телеканал ориентирован на информационное вещание, дополнительно возникает задача автоматизации работы журналистов информационной службы и выпуска информационных программ. Такого рода задачи решаются отдельным классом систем электронной вёрстки информационных программ — Newsroom Computer System (NRCS). Несмотря на то, что NRCS является отличным подспорьем в процессах автоматизации подготовки и выпуска новостей, для небольших телекомпаний, где доля собственных информационных программ составляет незначительную часть эфирного времени, полноценное внедрение такой системы как правило, избыточно.
5. Вспомогательные элементы — это системы автоматизированной продажи контента и рекламных блоков, системы автоматизированного управления финансами и пр. Данные системы являются вспомогательными по своей природе и не видоизменяют основной технологический процесс. И хотя они однозначно добавляют эффективность системе автоматизации технологических процессов телекомпании в целом, к их внедрению следует приступать только тогда, когда основные этапы техпроцесса уже автоматизированы, а эффективность их внедрения ощутима.
Несколько полезных советов тем, кто только начал, или собирается начать заниматься внедрением систем автоматизации:
• Внедряйте решения автоматизации основных технологических процессов на основе решений одного производителя (разработчика). Тем самым Вы избавите себя от проблем с обслуживанием комплекса и трудностей совмещения разного рода систем в одной. Как показывает опыт, «разношерстная» система автоматизации — это всегда фактор нестабильности и удлинение сроков внедрения из-за желания «подружить» системы, которые изначально не умеют работать друг с другом;
• Определите единый стандарт хранения файлов. Желательно, чтобы он соответствовал эфирному. Это избавит Вас от проблем конвертации из одного формата в другой, и соответственно, от потерь времени;
• Внедряйте комплекс, исходя из задач, которые Вы хотите решить, а не исходя из функционала, который Вам может предложить производитель. Так Вы получите работающий комплекс раньше. А различного рода приятные мелочи можно добавить и после оценки эффективности работы основного функционала системы.