Новые правила работы для отрасли платного ТВ
Уважаемые читатели, считаем необходимым обратить ваше внимание на новые поправки к «Закону о связи» и «Закону о СМИ», разработанные Минкомсвязи. На момент написания этой статьи поправки прошли стадию общественного обсуждения, и скорее всего, попадут на рассмотрение в Госдуму. Не возникает сомнений, что согласно сложившейся за последнее время практике эти поправки пройдут рассмотрение в Госдуме и будут подписаны Президентом в кратчайшие сроки. В сочетании с принятыми в этом году поправками к «Закону о рекламе» и рядом подзаконных актов, оформленных в виде постановления правительства, они определяют совершенно новые правила работы всей отрасли платного ТВ.
Анализ законодательных инициатив Минкомсвязи позволяет обоснованно утверждать, что все ТВ каналы будут поделены на две категории. В зависимости от этой категории операторы связи, оказывающие телевизионные услуги (операторы платного ТВ далее по тексту), должны будут работать с этими каналами совершенно определенным образом.
В первую категорию попадут телеканалы, получившие разрешение от Федеральной конкурсной комиссии (ФКК) на эфирное вещание. Разрешение ФКК необходимо будет получать в любом случае, даже при вещании в самых маленьких населенных пунктах. На этих каналах разрешена продажа рекламы. Операторы не смогут брать плату за их просмотр с абонентов и не будут делать лицензионных отчислений самим каналам. Оператор будет вынужден сформировать некий бесплатный пакет, в котором будут все федеральные эфирные каналы, вещающие в данной местности, а также местные эфирные каналы. Если некий эфирный телеканал не вещает в той местности, в которой работает некий оператор, то оператор не обязан его включать в свой бесплатный пакет, однако имеет на это право.
За показ бесплатного пакета оператор не будет иметь право брать с абонентов деньги за контент, однако будет иметь право брать плату за оказание абонентам услуг связи. Пока размер этой платы никак не регламентирован. Но, судя по высказываниям чиновников Минкомсявязи, плата за оказание услуг связи по доставке пакета бесплатных эфирных каналов будет определена государством в недалеком будущем в виде некой абсолютной цифры в рублях, одинаковой для всех операторов, на основе каких-то новых законодательных инициатив или подзаконных актов.
Судя по всему, во вторую категорию попадут все остальные ТВ каналы, на эфирное вещание которых не получено разрешение ФКК. На них невозможно будет продавать рекламу. Для них возможна будет только модель платного ТВ. Эти каналы невозможно будет пакетировать вместе с бесплатными эфирными телеканалами.
Эта новая схема работы накладывает серьезнейшие ограничения как на работу операторов платного ТВ, так и на работу телеканалов. Фактически любой оператор платного ТВ и так включает в состав своих пакетов все телеканалы, вещающие в эфире в данном населенном пункте. Этот факт, практически, является индустриальным стандартом и не нуждается в регулировании. Однако, совершенно непонятно, почему оператор обязан включать именно в специальный «бесплатный» пакет все телеканалы, имеющие эфирную лицензию где-либо на территории страны, и не может включить какие-то из них в платный пакет. Это требование понятно, когда в данный пакет оператора обязывают включать некие социально-значимые для жизни страны телеканалы. Например, телеканалы, являющиеся инструментом донесения до населения элементов государственной внешней или внутренней политики, обеспечивающие конституционное право граждан на доступ к информации в виде информационно-аналитических программ, пропагандирующие культуру, искусство или массовый спорт, образовательные каналы. Но среди эфирных телеканалов есть значительное число чисто развлекательных телеканалов. Почему отношения с этими каналами жестко регламентируются для оператора понять невозможно.
Технология цифрового эфирного ТВ потенциально позволяет вещать большое число ТВ каналов, вплоть до 100 или даже более. По новому законодательству деятельность всех остальных операторов платного ТВ ставится в зависимость от политики государственного оператора цифрового эфирного ТВ — РТРС. Его сетка каналов должна быть перенесена без изменений в сети любых других операторов платного ТВ.
Практически всем операторам придется проводить перепакетирование ТВ каналов, так как новое законодательство не соответствует сложившейся практике пакетирования каналов – социальный пакет, базовый, премиальные пакеты. А возможность легитимной работы в аналоговых кабельных сетях, к которым по-прежнему подключены миллионы абонентов, вообще находится под большим вопросом, так как в таких сетях пакетирование каналов обычно весьма затруднено, и разделение платных и бесплатных каналов практически невозможно. Совершенно не ясно, как обеспечить показ местных эфирных каналов в спутниковых сетях, которые охватывают огромные территории страны, на которых доступно большое число местных региональных эфирных ТВ каналов.
Деятельность телеканалов, согласно новым законодательным инициативам, получается также крайне жестко регламентирована. Невозможно работать по смешанной бизнес-схеме – лицензионные платежи от операторов плюс реклама. По этой схеме до настоящего момента работает значительно число каналов, как из области тематического неэфирного ТВ, так и часть эфирных телеканалов. Возможность работы телеканала по рекламной модели определяется исключительно решением ФКК. Деятельность самой ФКК практически никак не регламентирована законодательно. Фактически сейчас туда входят чиновники профильных ведомств, сотрудники компаний, контролируемых государством, и несколько деятелей культуры, не имеющих прямого отношения к работе телеканалов. Не существует никаких законодательно утвержденных объективных критериев, по которым ФКК принимает решения. Фактически, возможность выбора рекламной модели для любого телеканала отдана на откуп субъективному мнению группы чиновников профильных ведомств.
Вся эта бурная законодательная деятельность явным образом лоббирует сохранение распределения рекламного ТВ рынка в том виде, в каком он существовал в конце прошлого века и первом десятилетии этого века. Тогда весь рынок контролировался группой из нескольких медиа-холдингов, которые сейчас в значительной мере прямо или косвенно контролируются государством. Нельзя также не отметить монополизацию самого рекламного ТВ рынка в руках одного продавца, которая также закреплена законодательно. Однако в последние несколько лет наметилось явное перераспределение рекламных бюджетов в пользу тематических телеканалов и в нетелевизионную область, в первую очередь в интернет. Эти законодательные инициативы смогут немного затормозить объективные рыночные процессы. Но в перспективе повернуть их в обратную сторону точно не смогут. Медиа рынок и связанное с ним распределение рекламных бюджетов все равно, так или иначе, будет меняться.
Однако на развитие ТВ рынка эти законодательные инициативы, скорее всего, окажут существенное временное влияние. Развитие операторского рынка и рынка неэфирных тематических каналов существенно затормозится, а возможно, даже, будет испытывать спад, так как из-за существенных законодательных ограничений этот рынок потеряет инвестиционную привлекательность. Инвестиции будут направлены в те области медиа и развлечений, которые не в столь сильной мере подвержены жесткому государственному регулированию. В эти же области неизбежно начнут мигрировать рекламные бюджеты. 2015 год станет годом заметных изменений в отрасли платного ТВ, которые, к сожалению, скорее всего, негативно повлияют на ее развитие.