OTT-платформа BCC — Mediastage

Mediastage, платформа российского разработчика и интегратора компании BCC, выбрана как основа для запуска официального видеосервиса испанского футбольного клуба «Барселона». Сервис будет доступен и на русском языке и предполагает интерактивные сервисы и дополнительный эксклюзивный контент. Для этого проекта BCC реализовала облачную версию своей платформы.

Модульная ОТТ-платформа, созданная BCC, позволяет контент-провайдеру запустить широкий набор современных интерактивных медиасервисов и уже протестирована среди любителей спорта, так как является основой для работы такого известного мобильного спортивного приложения как Смотри + от Мегафона. В Смотри+ для доставки контента используется инфраструктура Мегафона. Для нового футбольного проекта BCC реализовала облачную версию своей платформы, интегрированную с сетями глобальных CDN провайдеров. Выбор российского решения для международного проекта «Барселоны» свидетельствует об очень высоком уровне российских разработчиков.

Формат приложения ФК «Барселона» будет отличаться от аналогичных продуктов других команд и спортивных лиг. Дополнительно к удобному каталогу видеоконтента футбольного клуба, на его базе будет создано несколько виртуальных тематических телеканалов, каждый из которых будет посвящен отдельной теме: тренировкам и матчам «Барселоны», интервью с игроками и тренерами, истории клуба, подборкам лучших голов и другим аспектам жизни клуба.

— В рамках этого проекта мы разворачиваем платформу MEDIASTAGE™ в облаке, внедряем автоматизированную систему заведения контента на стадионе Камп Ноу, создаём абонентские приложения для мобильных устройств, а также раздел видеосервиса на сайте «Барселоны», — сказал директор департамента интерактивного телевидения ВСС Алексей Лихарев. — Пользователям сервиса будет доступен эксклюзивный видеоконтент по подписке, включая матчи Лиги Чемпионов. Запуск данного сервиса состоится в этом году.

Сервис рассчитан на многомиллионную аудиторию и будет доступен для смартфонов, планшетов и персональных компьютеров на каталонском, испанском, английском и русском языках. Техническая поддержка сервиса будет полностью обеспечена специалистами компании ВСС.

О деталях MEDIASTAGE™ нам рассказал Алексей Лихарев, директор департамента интерактивного телевидения BCC.

Когда появилась и как развивалась ваша платформа? Что она представляет собой на сегодняшний день?

Алексей Лихарев, директор департамента интерактивного телевидения BCC: Наша компания реализовала первый проект интерактивного телевидения ровно 10 лет назад для холдинга «Связьинвест». И первые пять лет мы работали исключительно с группой компаний холдинга, развернув свои сервисные платформы в более чем 30 городах. Из-за наличия, по сути, моноклиента наше решение было изначально ориентировано на крупного оператора связи с территориально распределенной инфраструктурой. Тогда это были IPTV-проекты, так как сети операторов и Интернет в России в целом не были готовы к большому объему персонального видеотрафика. Мы первыми в России реализовали полноценные сервисы сетевой записи (nPVR), осуществили интеграцию с локальными биллинговыми системами и с каждым региональным оператором прошли самое тяжелое — запуск новой услуги в эксплуатацию.

Наше решение того времени базировалось на сторонних продуктах, которые мы тщательно интегрировали в единую платформу. Со временем требования операторов, недостатки сторонних продуктов и медлительность вендоров побудили нас к собственным разработкам, которые постепенно вытеснили практически все иностранные системы, и сегодня это российский продукт, который имеет все необходимые сертификаты.

Теперь это универсальное решение MEDIASTAGE, которое, кроме IPTV, также поддерживает и OTT, и DVB, а также любые их сочетания для гибридных проектов. Гибкость и масштабируемость — важные характеристики нашего решения, которые позволяют применять его для разных проектов: крупных операторов связи, контент-провайдеров, вещателей. Но также решение может быть применено и для небольших заказчиков, причем в качестве как самостоятельной платформы, так и SaaS или облачного решения.

ТММ: Кого вы считаете своими основными конкурентами на рынке и в чем отличия и преимущества вашей платформы?

А.Л.: Интересно, что в области интерактивного телевидения российские компании более эффективны, чем во многих других IT-направлениях. Есть несколько компаний, имеющих решения операторского класса, которые наравне конкурируют друг с другом и с иностранными вендорами на рынке России и СНГ. Причем, по моим наблюдениям, реализация проектов у российских компаний более успешная, чем у иностранцев. Связано это, скорее всего, с тем, что нашим операторам мало рабочих технологий интерактивного видео, им нужна адаптация продукта под их IT-инфраструктуру, с чем легче справиться локальной компании. Поэтому мы в ряду конкурентов выделяем соотечественников, тем более что в связи с падением рубля российские технологии стали еще более конкурентоспособны.

Наша платформа выгодно отличается высокой степенью готовности, что позволяет запускать проекты за минимальное время — всего за несколько недель. Функциональность и работоспособность платформы многократно подтверждена реализованными проектами в России и за рубежом.

TMM: Какие услуги позволяет реализовать ваше решение?

А.Л.: Мы производим и поставляем законченное решение, готовое для запуска коммерческой эксплуатации проекта заказчика. Оно содержит все сервисы, которые необходимы оператору. Мы не только реализуем стандартные сервисы, такие как LiveTV, VOD, Catch-Up, но и обеспечиваем ряд уникальных услуг, которые увеличивают привлекательность и конкурентоспособность проектов наших заказчиков. Среди них можно отметить виртуальные телеканалы, которые позволяют создавать неограниченное количество новых ОТТ-телеканалов из библиотеки контента видео по запросу. Этот сервис позволяет увеличить утилизацию платного контента оператора связи, а для вещателя это простой и малозатратный способ создания дополнительных нишевых телеканалов (прим ред. – такой сервис реализован в решении, подготовленном для ФК Барселона). Также мы реализовали новый способ разметки телеканала метаданными, что позволяет привязать к определенным моментам видеозаписи дополнительные события. Так, например, можно продавать атрибутику футбольных клубов во время показа матча или предлагать подписки на фильмы или сериалы с теми же актерами, что абонент видит в данный момент на экране. Я думаю, что за такими сервисами будущее, так как они позволяют генерировать дополнительный доход.

TMM: Какова архитектура вашего решения? Какие компоненты в него входят?

А.Л.: Планируя архитектуру нового решения, мы определили, что оно должно быть модульным. К этому имеется много предпосылок, но главная из них — это то, что у большинства операторов так или иначе уже есть в наличии какие-либо компоненты платформ интерактивного телевидения, и при вводе новых сервисов они не хотят терять уже сделанные инвестиции.

Решение MEDIASTAGE состоит из нескольких модулей, разбитых на две группы. Первая группа, BACKSTAGE, содержит инфраструктурные модули:

  • BACKSTAGE STREAMER — производительный ОТТ-видеосервер, осуществляющий функции записи и стриминга LiveTV-, VOD- и Catch-Up-контента;
  • BACKSTAGE CDN — мощная система управления дистрибуцией контента между элементами сети, в роли которых могут выступать как BACKSTAGE STREAMER, так и сторонние видеосерверы, а также глобальные CDN-провайдеры;
  • BACKSTAGE PRODUCER — автоматизированная система подготовки и публикации контента, с помощью которой в два клика мышкой осуществляется транскодирование исходного контента в заданные форматы и профили, добавление метаданных, шифрование системой условного доступа, заведение всей необходимой информации о ценовой категории контента и публикация его в middleware.

Вторая группа FRONTSTAGE содержит сервисные модули:

  • FRONTSTAGE MIDDLEWARE — гибкая система управления сервисами, терминалами и пользователями. Это основной бизнес-инструмент любого проекта и основная точка интеграции с IT-инфраструктурой оператора.
  • FRONTSTAGE UI — унифицированный интерфейс пользователя, легко кастомизируемый под требования заказчика, реализованный в виде программного обеспечения под различные типы терминалов: телевизионные приставки, Smart TV, ПК, смартфоны и планшеты.
  • FRONTSTAGE ANALYTICS — система сбора статистики и построения отчетов. Уникальность данной системы в том, что, кроме предустановленных отчетов, система позволяет заказчику создавать любые свои отчеты, используя как техническую, так и коммерческую информацию, собираемую со всех модулей решения и сторонних систем.

Каждый модуль решения — это отдельный продукт, который имеет детальные API для интеграции. Это значит, что для реализации проекта можно использовать как решение целиком, так и только отдельные модули, интегрированные со сторонними компонентами по желанию заказчика.

Отдельно от решения MEDIASTAGE стоит линейка наших телевизионных приставок SNOWBOX. Ими мы занимаемся для того, чтобы иметь мгновенную поддержку сервисов, реализованных на серверной стороне.

TMM: Есть ли у вас вариант облачного решения с минимальной интеграцией?

А.Л.: У нас уже развернута наша собственная облачная платформа, на которой работает ряд клиентов. Данный функционал достигается настройками модулей решения MEDIASTAGE, что позволяет каждому заказчику выделить определенные ресурсы и интерфейсы для работы в таком режиме, будто все системы установлены у него локально. Так, за минимальное время и с минимальными вложениями можно организовать предоставление сервисов абонентам по всему миру, ведь наша облачная платформа интегрирована с сетями глобальных CDN-провайдеров.

TMM: Какие модели монетизации поддерживаются?

А.Л.: Решение интегрируется с операторским биллингом и поддерживает как предоплату, так и постоплату. Все транзакции происходят в режиме реального времени. Также поддерживается работа с кредитными картами и интернет-кошельками. Дополнительно нами реализована возможность монетизации сервисов по рекламной модели. У нас реализована интеграция с ведущими рекламными компаниями, и мы можем осуществлять вставку и замену рекламы в телеканалах/фильмах, причем персонально для каждого пользователя, в зависимости от его профиля и статистики потребления им контента. В этом полугодии мы реализуем наш первый российский пилотный проект с таргетированной рекламой.

TMM: Есть ли в вашем решении система рекомендаций?

А.Л.: Рекомендации — это важный маркетинговый инструмент любого проекта. Но у каждого свой взгляд на алгоритмы рекомендаций. И мы не стремимся их навязывать. Кто-то хочет ориентироваться на реальную популярность контента среди своих абонентов, кто-то считает, что пользователя следует направлять на просмотр определенного контента, чтобы быстрее отбить затраты на него, третьи считают, что рекомендации должны быть основаны на рейтингах сторонних систем. Мы в своем решении готовы удовлетворить любые требования заказчика. Для этого мы на этапе подготовки проекта садимся с командой заказчика и согласовываем все нюансы системы рекомендаций в проекте, а затем реализуем ее, включая, если надо, дополнительную интеграцию с внешними системами.

TMM: Позволяет ли ваше решение осуществлять контроль качества доставки сигнала до абонента? Если да, то как он реализован?

А.Л.: Да, конечно. Естественно, необходимо осуществлять контроль качества сигнала на входе в систему с помощью специализированных пробников. Далее для разных технологий доставки видео контроль качества реализуется по-разному. Если говорить об ОТТ, то осуществляется не только и не столько контроль, сколько обеспечение качества. Ведь в общем случае средой распространения сигнала является Интернет, на который сложно влиять, так как абонент может находиться на другом континенте. Обеспечение же качества — это комплексный вопрос на уровне различных модулей системы. Во-первых, мы используем технологии адаптивного битрейта, т.е. транскодируем исходный сигнал одновременно в несколько разных битрейтов, от нескольких сотен килобит до десятков мегабит для наилучшего качества. Этим мы добиваемся возможности просмотра контента практически при любом соединении абонентского терминала с сетью, обеспечивая при этом непрерывность просмотра, т.к. при изменении скорости доступа терминал будет самостоятельно менять битрейты, обеспечивая наилучшее качество при текущих условиях подключения.

В отличие от технологий IPTV и DVB, где возможны потери отдельных фреймов в видеопотоке, в ОТТ на качество влияет только скорость доступа абонентского терминала к ближайшему видеосерверу, и чем «ближе» этот видеосервер, тем лучше качество воспроизведения видео. Также важно, чтобы нужный пользователю контент оказался на этом сервере. Интеллектуальной дистрибуцией контента в нашем решении занимается соответствующий модуль BACKSTAGE CDN. Это наш собственный продукт, с помощью которого создается архитектура видеоподсистемы проекта, задаются логические группы видеосерверов, алгоритмы и правила распределения контента между ними. BACKSTAGE CDN создает определенный уровень абстракции для других систем, например middleware, представляясь как бы одним большим видеосервером, что делает эксплуатацию проекта проще, так как функции управления услугами и технической инфраструктурой разнесены по разным системам. С точки зрения качества BACKSTAGE CDN как раз и обеспечивает наличие нужного контента на ближайшем к пользователю видеосервере. За счет интеграции с глобальными CDN-провайдерами обеспечивается доступность контента даже в тех местах, где нет никаких собственных ресурсов оператора.

Также мы имеем возможность собирать статистику о качестве просмотра видео непосредственно с терминалов в режиме реального времени. Эта статистика дает объективную информацию об аудитории проекта и возможность скорректировать количество профилей видео, их разрешение и битрейт.

TMM: Какие используются кодеки для трансляции, и каким образом готовятся потоки для различных устройств?

А.Л.: Мы используем HLS. Это наиболее зрелый свободный видеоформат, развиваемый Apple и поддерживаемый большим количеством различных устройств и программных плееров.

Мы ориентируемся на различные условия подключения терминалов, настраивая разрешение и битрейт под различные сценарии использования сервиса. Телеканалы требуют транскодирования в режиме реального времени, и мы рекомендуем заказчику использовать профессиональные аппаратно-программные или программные решения от вендоров, которые специализируются на этом. Для транскодирования фильмов мы обычно используем свой продукт BACKSTAGE PRODUCER, в состав которого входит программный транскодер, оптимизированный под наше решение.

В реализованных проектах используется от трех до девяти профилей. Обычно минимальный профиль — примерно 200-300 Кбит/с с разрешением 320х240 для возможности просмотра через мобильные сети с плохим уровнем сигнала. Максимальный же профиль приближен к качеству исходного видео, для получения наилучшего качества при наличии необходимой скорости доступа в сеть. Через FRONTSTAGE MIDDLEWARE можно ограничить профили как сверху, так и снизу для определенных типов терминалов, чтобы исключить, например, возможность просмотра HD-профилей на терминалах, которые не имеют соответствующего экрана.

Чанки могут быть разными, но чем они больше, тем больше время переключения с канала на канал и тем меньше чувствительность к изменению скорости подключения терминала к сети. Однако слишком мелкие чанки не очень хорошо сказываются на производительности файловой системы видеосервера. Поэтому важно соблюдать баланс по всем параметрам.

TMM: Какая используется система защиты контента? Почему была выбрана именно она?

А.Л.: Мы уже много лет работаем с Verimatrix и планируем и дальше работать с ними по целому ряду причин, самой важной из которых является техническое соответствие наших продуктов. У нас схожее понимание рынка и стратегии развития бизнеса. Также нас устраивает конкурентоспособность данной компании на наших рынках в плане цены и техподдержки. У нас был опыт общения по поводу интеграции с другими компаниями, но обычно они ведут себя только как продавцы и не готовы рассматривать стратегическое сотрудничество, оставляя технические вопросы на стадию реализации первого проекта. Мы никогда не работали так, потому что это большой риск для заказчика, когда две компании начинают интеграцию в первый раз на его проекте. С Verimatrix было по-другому, и сейчас мы интегрируем весь новый функционал заранее и приходим к заказчику с на 100% рабочим решением.

TMM: У вашей платформы есть собственный биллинг? Или операторам предлагается API для интеграции с их системами?

А.Л.: Это зависит от заказчика. Если это оператор, то ему обязательно требуется интеграция с его биллингом. Для этого у нас имеется открытый, мощный, но простой API, с которым уже успешно интегрированы десятки операторских биллинговых систем. Если же заказчик не имеет биллинга, то, скорее всего, у него нет и собственной системы сбора средств с абонентов. В этом случае легче и проще использовать интеграцию с карточными платежными системами и интернет-кошельками.

TMM: На каких абонентских устройствах доступен просмотр контента?

А.Л.: Для операторских проектов до сих пор основным абонентским устройством является телевизионная приставка. Кроме собственной линейки SNOWBOX, у нас есть интеграции с рядом сторонних приставок. Все эти приставки базируются на Linux, и интеграция их в решение представляет собой достаточно сложный и длительный процесс. Во втором квартале 2015 года мы представим новый продукт, который снимет эту проблему. Мы завершаем создание оболочки для Android, которая позволит использовать преимущества этой ОС при сохранении удобства использования пульта дистанционного управления, что являлось основной проблемой имплементации Android в приставки. Данную оболочку можно будет установить почти на любую приставку с Android, что должно снять головную боль заказчиков, опасающихся зависимости от выбранного однажды поставщика приставок. С развитием ОТТ все большую роль играют мобильные терминалы, смартфоны и планшеты, поддержка которых обязательна для любого современного проекта. Мы поддерживаем эти устройства через наши приложения, опубликованные в соответствующих магазинах приложений. Также мы поддерживаем основных вендоров Smart TV, хотя и недовольны предоставляемым ими инструментарием и системой публикации приложений. Персональные компьютеры до сих пор генерируют большой трафик, поэтому мы поддерживаем их через порталы, которые встраиваем на сайты операторов.

TMM: Планируете ли вы расширять список поддерживаемых устройств?

А.Л.: Мы планируем добавить поддержку Windows Phone. Новые приставки интегрируются под требования заказчиков. Принципиально новых платформ, которые нужно интегрировать в наше решение, мы пока не видим.

TMM: С каких устройств возможно управление подпиской на услуги?

А.Л.: Возможно со всех, но иногда нам приходится устанавливать искусственные ограничения для iOS-приложений, если оператор не желает делиться с Apple доходами от подписок и не может договориться о специальных условиях под свой проект. Дело в том, что политика Apple требует осуществлять все финансовые транзакции с абонентом через свои механизмы, собирая за это вознаграждение порядка 30%, что зачастую неприемлемо для оператора. Поэтому приходится делать iOS-приложение только средством отображения, а подписки осуществлять через другие терминалы. Нам такая ситуация не нравится, и есть два способа решения этой проблемы. Первый — прямые переговоры с Apple, что доступно, как правило, только крупным операторам связи. Второй — реализация мобильной web-версии сайта проекта, где можно подписаться на пакеты и сервисы, и эти изменения вступят в силу мгновенно, т.е. контент станет доступен в приложении.

TMM: Важен ли, с вашей точки зрения, пользовательский интерфейс устройства? В какой мере UI должен быть единым, а в какой — использовать особенности данного пользовательского устройства?

А.Л.: Надо отметить, что для проекта самым важным является контент. Никакой интерфейс, даже самый лучший, не спасет проект с неинтересным контентом. Проекту с интересным контентом хороший интерфейс придаст дополнительную привлекательность. Для поставщика же технологического решения, такого как мы, хороший пользовательский интерфейс является наиважнейшим инструментом в конкурентной борьбе, так как именно его заказчик может увидеть и попробовать до начала проекта. Все остальные модули решения можно оценить лишь по презентациям и документации.

Мы развиваем свой собственный продукт, FRONTSTAGE UI — унифицированный интерфейс пользователя для всех типов терминалов. Мы проделали большую работу по анализу пользовательского опыта и проектированию такого интерфейса, который при идентичном внешнем виде удобно управляется как с помощью пульта дистанционного управления, так и жестами. Сегодня мы имеем уже вторую версию FRONTSTAGE UI, которую внедряем в проектах наших заказчиков. С нашей точки зрения, унифицированный интерфейс пользователя делает более узнаваемым бренд и сервис оператора и при использовании разных типов терминалов абоненту легче научиться пользоваться услугами оператора, так как на любом устройстве они выглядят одинаково.

Особняком стоит интерфейс для персональных компьютеров. Как правило, ОТТ-сервисы предоставляются на сайте оператора, поэтому с точки зрения соблюдения корпоративного стиля и удобства навигации более логичным выглядит встраивание сервиса в портал заказчика.

TMM: Как вы выбираете поставщиков телевизионных приставок? Какие требования предъявляете к самим устройствам? С какими поставщиками работаете на данный момент? Перспективна ли вообще работа с приставками?

А.Л.: Все зависит от типа проекта. Если это интернет-проект на неограниченную аудиторию пользователей глобальной сети в разных странах, то лучше вообще исключить приставки, а ориентироваться на мобильные устройства, персональные компьютеры и Smart TV. Если же это проект оператора связи, который направлен прежде всего на абонентов своей сети, то приставки были, есть и еще долго будут основным типом терминалов.

Мне не известны успешные операторские проекты, где абоненты приобретают приставки за полную стоимость. Везде операторы дотируют приставки, пакетируя их с подписками на свои сервисы. Поэтому везде требуется минимизация стоимости приставки, а это означает некоторые ограничения по производительности процессоров, объемам памяти. Мы не предъявляем особых требований к производителям приставок и ориентируемся на наиболее массовые аппаратные решения. В плане интеграции новых устройств мы открыты к сотрудничеству с вендорами по требованию заказчиков, ведь затраты на приставки имеют значимое влияние на финансовые показатели их проектов.

Мы работаем с различными производителями приставок, но особо хочется выделить российские компании. Я рад, что мы как российский производитель высокотехнологичного решения имеем интеграцию с отечественными компаниями, такими как «Элтекс» и Dune HD.

TMM: Можете ли вы назвать несколько клиентов платформы?

А.Л.: В России на базе нашей платформы работает «МегаФон» с сервисами «МегаФон-ТВ» и «Смотри+». Также на базе нашей платформы работает «Нетбайнет» с сервисом Wifire TV. У нас реализован проект в Эстонии (компания STV), Казахстане («Казтелерадио»), Армении (Cross) и ряд других проектов. В стадии реализации еще несколько проектов в разных странах.

TMM: В каком направлении вы планируете развивать решение?

А.Л.: Мы следим за тенденциями рынка и реализуем их в нашем решении. Наши разработки направлены на реализацию новых сервисов, улучшение юзабилити и качества, облегчение эксплуатации. Мы делаем сложные технологии простыми для внедрения и использования в проектах наших заказчиков.

Broshure_MS_white_03