«В современных условиях у нас совершенно нет времени на эскизы»: тезисы мастер-класса «Когда сэкономили на художнике-постановщике»
Недавно известные российские художники-постановщики провели public talk с режиссерами и продюсерами, где обсудили роль профессии в творческом процессе. Вспоминаем самое интересное, что можно было услышать на встрече.
Функции художника в кино
Борис Бланк (художник фильмов «Старый Новый год», «Стакан воды» и «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен»): Художники кино — это художники с большой буквы. Ведь они должны блистательно владеть живописью и графикой, уметь выражать свои мысли рукодельными художественными средствами. Потому что художник — это рукоделие. Компьютер для него — только проводник.
Режиссеры часто воспринимают художника лишь как изготовителя декорационной и натурной сред. Но если бы они понимали, что такое художник, они бы стали искать вместе с ним «запах картины». Изобразительный запах картины — это есть главное, что художник должен предложить режиссеру.
Сергей Стручев (художник по костюмам фильмов «Движение вверх», «Экипаж» и «Турецкий гамбит»): Роль художника — ввести зрителя в игру и провести его по ней. Главный вопрос должен звучать так: «Как заставить зрителя сопереживать?».
Можно долго говорить про создание образа и про радость открытия нового. Но всякий раз, когда я вижу новую талантливую картину, все представления, которые я раньше себе создал, разрушаются новым поразительным зрелищем.
Владимир Гудилин (художник фильмов «Географ глобус пропил», «Стиляги», «Мой сводный брат Франкенштейн»): Мы, художники, подобны конденсаторам: собираем энергию из всех видов культуры и искусства, а потом ее ретранслируем в кино. Для этого нам надо прекрасно знать и любить литературу, музыку и поэзию, и наполнять себя искусством до такой степени, чтобы общение с художником вызывало у режиссера чувство удивления и удовлетворенности.
Аддис Гаджиев (куратор программы «Художественная постановка» Московская школа кино): Нашу профессию можно приравнять к понятию «выдумщик». Художник — это человек, который генерирует идеи каждые две секунды, именно за это его любят и ценят на площадке. Заготовки художника помогают режиссеру и оператору понять, как инсценировать фильм, как ставить свет и какими объективами снимать.
Мастерство и компромиссы
Игорь Мишин (продюсер фильмов «Орлеан» и «Овсянки», сериалов «Полицейский с рублевки» и «Измены»): В контексте прекрасной художественной постановки, я вспоминаю свои недавние коммерческие проекты, сериалы «Закон каменных джунглей» и «Полицейский с Рублевки». В «Законе каменных джунглей» художественность играет невероятно важную роль. Хотя, казалось бы, сериал — не фэнтези и не историческое кино. Его герои — простые гопники, и, казалось бы, что там можно было решать с художественной точки зрения? Но художник-постановщик смог создать мир молодых гангстеров, без которых сериал не был бы таким популярным.
Совсем нарочито, в хорошем смысле, видна работа художника в сериале «Полицейский с Рублевки», где появился странный полицейский участок и его интерьеры, машины «Бентли» и «Порш», раскрашенные в полицейские цвета, кобура главного героя, походившая на револьвер, носимый ковбоями еще во времена Дикого запада. Все это получилось благодаря тому, что художник создал необычный мир полицейского участка, который охраняет спокойствие жителей Рублевки.
Сергей Стручев: Когда мы готовились к съемкам фильма про советских хоккеистов «Легенда №17», самым сложным для нашего цеха был «вопрос коньков». В советские годы хоккеисты катались на металлических коньках с тремя опорами, но сейчас используются только пластиковые. К нам приехали канадцы, которые сказали: «Современные хоккеисты не смогут кататься на старых коньках, у них по-другому устроены ноги».
Но что-то подсказывало мне, что знаменитый хоккеист Харламов не может стоять в кадре на пластиковых коньках, тогда это будет уже не Харламов. И мы пошли на хитрость: на современные коньки мы поставили «исторические» лезвия, а сами коньки задекорировали. В результате актеры и хоккеисты быстро привыкли к ботинкам, и мы прекрасно все отсняли.
Я, конечно же, далек от мысли, что на успех картины повлияли наши ботинки. Конечно нет. Но это иллюстрирует основной подход художника. Сталкиваясь с такими проблемами каждый день, необходимо решать для себя, пойти на компромисс или нет. Вот в этом суть нашей работы.
Взаимодействие художника со сценарием и режиссером
Владимир Гудилин: Художник-постановщик всегда старается найти способ осуществить задачу, заложенную в сценарии и обговоренную с режиссером. Сценарий в этом смысле действительно важен — если в нем написано, что массовая сцена происходит на площади Зимнего дворца, ничего уже не попишешь.
Алексей Попогребский (режиссер фильмов «Как я провел этим летом», «Простые вещи» и «Коктебель», сериала «Оптимисты»): Огромное счастье — способность художника-постановщика прочитать сценарий и увидеть в нем не только способы самовыразиться, но и драматургию, которая заложена в истории. Поэтому взаимодействие режиссера с художником должно отталкиваться от основных задач картины.
Когда мы только начинали снимать фильм «Простые вещи», я всем сразу анонсировал, что хочу получить призы только за актерские работы. Поэтому основной нашей задачей стало «убрать с экрана» работу режиссера, оператора и художника-постановщика, то есть сделать так, чтобы в кадре она стала совсем незаметной.
Позже, на сериале «Оптимисты», мы выстроили такую мощную декорацию, что к нам приходили экскурсии с «Мосфильма», для того, чтобы посмотреть, как все было сделано. Ведь в отличие от «Простых вещей», перед нами теперь стояла задача создать степень условности под стать ретро-сериалу.
Сложности профессии в наши дни
Владимир Гудилин: Сроки в кино сейчас достаточно безжалостны. В советское время, во времена «эскизового» кино, художник имел три месяца на создание эскизов. И в нормальной ситуации у художника должна быть хотя бы пара месяцев на них и еще месяц на выбор натуры. Эти три месяца экономят потом фильму огромное количество бюджета. Но в современных условиях у нас совершенно нет времени на эскизы, что достаточно некомфортно.
Артем Васильев (продюсер фильмов «Дау» и «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину», генеральный продюсер фильма «Довлатов»): Современное дорогое кинопроизводство предполагает четкое планирование. Но часто мое желание спланировать съемочный процесс наталкивается на сопротивление художественного коллектива, который, несмотря на внешние экономические обстоятельства, пытается бороться с продюсерской группой. К сожалению, подобные процессы в художественно-постановочной группе на больших проектах происходят всегда.
Можно ли сэкономить на художнике?
Артем Васильев: Однажды мы действительно сэкономили на художнике-постановщике. Правда, это было не в кино, а на рекламном проекте; у нас был очень маленький бюджет, и мы дали декоратору шанс попробовать себя сразу в двух «ипостасях». Но на том проекте были несложные задачи, и присутствовали широкие возможности для экспериментов. Вообще, в рекламе всегда есть «костыли», которые позволяют довести проект до победного конца.
В кино все по-другому, там мы такой эксперимент не ставили и, конечно, ставить никогда не будем. Сэкономить на художнике-постановщике в кино нереально. Мало того, что художник всегда становится соавтором фильма, он еще и отвечает за огромную статью расходов. Даже не буду упоминать про то, что иногда фильмы бывают костюмными.