10 типов структуры сценария, которые можно использовать в любом жанре (2 часть из 2)

2 часть перевода статьи Кена Миямото сценарного ридера и аналитика компании Sony Pictures

оригинал статьи: https://screencraft.org/2018/0…

До этого были разобраны структуры:

  • Трехактная
  • Реального времени
  • Множества сюжетных линий
  • Взаимосвязей
  • Фабула/Сюжет

Двигаемся дальше!

 

6. СТРУКТУРА С РЕВЕРСИВНОЙ ДРАМАТУРГИЕЙ

Оригинальная структура, которая рассказывает истории в обратном хронологическом порядке. Она отличается от структуры Фабула/Сюжет. Хотя фильм начинается с концовки или почти концовки, но ничего не возвращается к хронологической сюжетной линии.  Нарезаем сценарий на куски, а затем организовываем рассказ с использованием этих разделов от конца к началу.

Фильм «Помни» — яркий пример этой структуры. Это кино блестяще использует обратный порядок сцен, создавая неповторимое напряжение и удивление оттого, кто персонаж, почему он делает то, что делает. Зрителю интересно можно ли вообще доверять персонажам, которые участвуют в истории. В отличие от прогрессии в трехактных структурах и хронологических повествований, с каждым шагом регрессии в истории открывается немного больше, в то же время возникает и больше вопросов.

Начало рассказа становится причиной напряженности, любопытства и интриги.

Если смотреть такой фильм в хронологическом порядке, это будет совершенно другое произведение, которое потеряет большую часть напряженности и интриги.

Обратные хронологические структуры трудно выстраивать. Это не просто разрезать сценарий на куски и изменить порядок этих фрагментов на обратный. Важно рассказать убедительную и интересную историю, которая работает лучше в обратном порядке, на всем протяжении оставляя зацепки и подвешивая вопросы.

7. СТРУКТУРА «РАСЁМОН»

Эта структура проистекает из классического шедевра Акиры Куросавы с тем же названием – «Расёмон».

Ее суть состоит в том, чтобы рассказывать одну и ту же историю с разных точек зрения. В этих историях часто используют элементы структуры Фабула/Сюжет — наличие персонажа в сюжете, запоминающего или напоминающего события. Но фабула здесь разная, потому что это одна и та же история, рассказанная несколько раз с точки зрения разных персонажей.

Хотя сама история одна и та же, она каждый раз имеет различия с тем, как это было рассказано ранее. Это позволяет аудитории помнить, что всегда есть разные стороны одной и той же истории.

Автор может проявлять еще больше творчества и изобретательности в таком сценарии.

При этом в данной структуре мало места для маневрирования, ведь история одна и та же, поэтому внимание к деталям должно быть идеальным, чтобы равномерно соотносить каждую точку зрения. И каждая точка зрения должна обладать индивидуальной ценностью и самодостаточностью, в то же время участвуя в повествовании.

8. ЦИКЛИЧНАЯ (КРУГОВАЯ) СТРУКТУРА

Круговое повествование —  история, которая часто заканчивается там, где начинается и начинается там, где заканчивается.

Эта структура тоже использует элементы структуры Фабула/Сюжет. Сюжет здесь представлен как лента Мёбиуса, как если бы сюжет был одной плоской линией бумаги, которая скручена посередине, а затем соединялась на концах, создавая круг, хотя и с завихрением. В то же время фабула похожа на символ уробороса — змея или дракона, который ест свой хвост.

Истории о путешествиях во времени —  отличные примеры круговой структуры, и используют круговой формат повествования в буквальном смысле. Фильмы, такие как «Назад в будущее», «Детонатор», «12 обезьян» и «Петля времени», демонстрирующие персонажей, которые возвращаются или перемещаются во времени, влияя на прошлое или будущее. Такие эффекты демонстрируются, играя с визуальными парадоксами окончания и начала одних и тех же сцен, моментов, местоположений или вариаций всего вышеперечисленного.

Но сюжеты, не относящиеся к путешествиям, так же существуют в этой структуре, они есть практически в любом жанре. «Одиссея» Гомера открывается с Одиссеем, который покидает Итаку, чтобы пойти на войну, а затем позже закрывается героическим возвращением в том же месте. Это круговое повествование с небольшой натяжкой, но тем не менее круговое.

9. НЕЛИНЕЙНАЯ СТРУКТУРА

Нелинейные фильмы, такие как «Криминальное чтиво», «Бешеные псы», «Энни Холл» и «Дюнкерк», рассказывают, прыгая назад, вперед и в сторону, чтобы показать одну историю. События не представлены в хронологическом порядке, повествование не следует прямой последовательности событий истории, которые есть в трехактной структуре.

Концепция нелинейных фильмов заключается в том, чтобы показать как зритель сам запоминает события — или как персонажи воспроизводят собственные воспоминания о пережитом.

Фильму «Помни» часто приписывается нелинейная структура, но фактически она дифференцируется, работая в обратном хронологическом порядке. Однако этот обратный хронологический порядок еще может восприниматься как линейный рассказ. Нелинейные истории двигаются туда и обратно, а иногда и в сторону. Сюжет не переходит от точки A к Я или от точки Я к A, останавливаясь в каждом пункте между ними. Вместо этого, зритель переходит от точки A к точке Д, затем переходит к точке Л и точке М, чтобы потом вернуться к точке Б и точке Ю.
Это бросает вызов читателю и будущей аудитории. Они должны держать в голове все сцены и сюжетные линии, чтобы иметь возможность составить все в одну общую картину.

10. СТРУКТУРА СНОВИДЕНИЙ

Структура сновидений уникальна, поскольку изображает кинематографическую историю, используя визуальные эффекты снов, исследуя структуру воспоминаний и человеческого сознания.

Тонкое использование этой структуры лучше представлено «Ванильное небо» от Кэмерона Кроу. Линии между реальным миром и миром сна становятся все более размытыми по мере продвижения фильма.  Уже нет уверенности, что реально, а что нет.

Просмотр фильма «Древо Жизни» похож на то, что зритель является свидетелем чьей-то жизни и жизни планеты в целом — через смутные полузабытые воспоминания и фантазии.

Эти типы фильмов часто представлены в авторском (артхаусноим) сегменте. Чтобы рассказывать такие истории, особенно в таких крайних случаях, как «Древо жизни», часто требуется участие только одного мастера со своим уникальным видением.

Эти десять структур — то, из чего можно выбирать, когда речь заходит о том, как рассказать свою историю. Помните, что структура в меньшей степени о том, как поместить определенные вещи на определенных номерах страниц и больше о том, что нужно, чтобы рассказать историю.

Перевод статьи: Илья Глазунов, Вадим Комиссарук

 

Материал предоставлен Киношкола Студии Снегири

Посетите курсы

info@snegiri-studio.ru

+7 (499) 577-02-41

http://snegiri-studio.ru