«После Олимпийских игр все другие проекты кажутся не такими и сложными»
Технический директор департамента телевизионных и информационных технологий холдинга «СТС Медиа» Алексей Фролов рассказал редакции ТКТ о запуске телеканала 2×2, работе в Лондоне.
– Алексей, как Вы пришли в профессию? Чем занимались родители, они как-то повлияли на выбор специальности?
– Я родился в городе Мингечаур Азербайджанской ССР. Сейчас он называется Мингечевир. Мама преподавала математику в средней школе до выхода на пенсию. Отец занимался спортом, академической греблей, закончил карьеру в звании мастера спорта, потом стал тренером. Но он еще был и радиолюбителем, и сколько себя помню, он всегда возился с различной радио и электронной техникой. Сам собирал КВ-трансиверы и усилители, ремонтировал аудио и видео аппаратуру, так как в городе и в округе его знали как хорошего мастера. Его гордость – 3 киловаттный усилитель мощности для КВ-трансивера. Мой младший брат Александр перенял радиолюбительство у моего отца, получил позывной и постоянно проводит радиосвязи. Я же получил от отца много технических знаний: умение работать с радио- и электротехникой, азы радиосвязи, самой физики процесса, умение залезть в оборудование, разобрать, собрать, паять, проводить мелкий ремонт. Когда после развала СССР хлынул поток техники из Турции и Азии, то занимался за небольшую плату переводом инструкций различной техники на русский язык, используя толстый англо-русский словарь и записывая от руки перевод. Вместе с отцом, а потом и один ходил устанавливать спутниковые и ТВ антенны в нашем городке. Ремонтировал пульты у видеоприставок Dandy, Sega и им подобных, заменяя китайские никудышные провода на шлейфы, снятые со списанной советской радиотехники. Все это было до поступления в ВУЗ и переезда в Баку. В вузе я получил другую специальность, не радиотехническую. Я окончил Азербайджанский технический университет, факультет автоматики и вычислительной техники.
— А почему выбрали эту специальность?
Папа невольно подтолкнул, когда смог раздобыть персональный компьютер. Это был один из первых советских ЭВМ – «Искра 1030М». На тот момент где-то уже были ПК семейства 286/386, но и этот компьютер для меня был чем-то «космическим». Когда закончился интерес к играм, я стал самостоятельно осваивать «Бейсик», изучал MS-DOS, текстовые процессоры, экспериментировал с печатью на 8-ми игольчатом принтере. Помню, как случайно отформатировал 20 мегабайтный жесткий диск компьютера. Отец, почитав руководство, все восстановил. После чего я понял – надо всегда изучать документацию. Вскоре осознал, что IT-направление мне очень по душе. Да и термин IT не был знаком для меня, таких как я все называли «компьютерщик».
Уже на втором курсе института начал подрабатывать в компьютерном магазине, продавал популярные на то время компьютеры на базе Intel Pentium. Практически все время обучения в ВУЗе, с 1996 года, я в том или ином виде работал в различных магазинах и компаниях по продаже техники и предоставлении ИТ-сервисов. Потом начали появляться интернет-клубы, потихонечку изучал простейшие локальные сети, раскидывал кабель, ставил коммутаторы, осваивал программирование АТС.
После университета, это был 2001 год, я продолжил работать в Баку. Руководитель компании, где я работал, и впоследствии мой хороший друг, Анар Гамидов, отправил меня на обучение по серверам HP в Москву. Семинар длился четыре дня, лекции велись на русском, печатный материал на английском языке. Я не уехал сразу, подучил материал и смог сдать экзамен. Погулял по Москве, понравилось. Первое впечатление от России, которое меня поразило, – все вывески и надписи на русском.
Мы с супругой и раньше планировали эмигрировать из Азербайджана. Я изучал возможности переезда в Канаду или в Австралию, но, попав в Россию, я понял, что и здесь тоже хорошо. Тем более, что у меня, и у супруги в России есть родственники.
Чтобы переехать и сразу найти работу нужен был багаж профессиональных знаний, перебиваться чем-то тоже не очень хотелось. Я начал изучать курсы Microsoft для самостоятельного изучения, привезенные из моей поездки в Москву. Установил виртуальные машины на свой домашний компьютер, осваивал азы сетевых технологий, контролеров домена, настройку почтового сервера и сервера баз данных. Скачивал кучу тестов для самотренировки. Не просто запоминал ответы, а штудировал материалы на английском языке с тестами и детальным разбором. В Баку, в обучающем центре Microsoft, за свой счет сдал семь экзаменов, необходимых для получения статуса Microsoft Certified System Engineer по Windows 2000. Адресом доставки последнего сертификата указал Москву, так как переезд уже был запланирован.
— Вы прилетели без рабочего места, в пустоту?
– Да, в пустоту. На тот момент уже закинул свое резюме в разные компании. Просто приехал, в кармане 500 долларов, через три недели нашел работу руководителем IT-отдела. Я начал работать в группе компании «Счастливый Кроха», она занималась мелким и крупным оптом товаров для детей и производила собственные коляски. Там было первое «боевое» испытание накопленных знаний с переездом офиса, нестандартными решениями, поддержкой самосборных серверов, текучкой кадров, переносом всех ИТ-сервисов и пр. Компания даже получила лицензии на связь для предоставления услуг доступа в Интернет и телефонии для своих субарендаторов. Это помогло мне получить опыт работы небольшим телеком оператором.
— Как Вас привело к чемпионату мира?
К чемпионату мира была достаточно долгая дорога. После «Крохи» я пошел работать в управляющую компанию холдинга «Профмедиа». Нашли по опубликованному резюме. Меня брал на работу Сергей Лаврухин, прекрасный человек, он тогда был финансовым директором. В 2006 году «Профмедиа» приобретает компании «Rambler Телесеть» и «Телеканал 2х2». Новый генеральный директор телеканала 2х2, Наталия Вашко, пригласила исполнительным директором Сергея Лаврухина, а он позвал меня в качестве ИТ-директора. Вот тогда начинается мой опыт работы в телевидении. Я потихоньку осваивал ТВ технологии и стал техническим директором. Потом был ПМБС, работа заграницей, работа в Оргкомитете «Сочи-2014», а уже потом работа в Оргкомитете «Россия 2018».
— В какой момент Вам передали производственное вещание?
— На телеканале 2х2 не было собственного вещательного комплекса. Был старенький компьютер, который назывался видеосервером, с дохлой видеокартой. Полноценное переформатирование «магазина на диване» в известный сейчас анимационный телеканал 2х2 мы осуществили на базе «Rambler Телесеть». Запуск состоялся 1 апреля 2007 года. Здесь я подчерпнул много технический знаний у Дмитрия Иванова, работавшего в «Рамблере».
Работа на телеканале 2х2 была нечто новым, отличным от привычной профессии ИТ-руководителя. Мне очень помог Алексей Синицын, который был на тот момент уже опытным медиаменеджером. Он стал моим наставником и учителем в новой для меня индустрии.
Для запуска телеканала 2х2 понадобилось подготовить много нового контента. Обычно, при покупке прав было достаточно раздобыть копию материала на другом телеканале в Москве, чтобы не заниматься доставкой кассет из заграницы и быстро поставить в эфир. В нашем же случае надо было доставить много нового контента, которого еще не было в России. Прикинув все трудозатраты и финансы на логистику кассет, решили доставлять в оцифрованном виде. Нашли подрядчика в Лондоне, куда правообладатели направляли кассеты, а мы уже закачивали файлы через интернет по каналам связи Rambler Telecom. Для 2006 года это было в новинку. Были платные технологии, такие как Smartjog, но мы пошли своим путем.
«Профмедиа» также приобрел телеканалы ТВ-3 и MTV в 2006-2007 годах. В 2007 году была основана сервисная компания «Профмедиа Бизнес Солюшнс» путем слияния персонала функциональных направлений трех телеканалов. В рамках ПМБС был запущен проект по объединению технологической базы и вещания. Переехали в шестиэтажный офис на Даниловской мануфактуре, где совместно с Александром Петровичем Гречишниковым и Сергеем Косенко построили новый вещательный комплекс на базе решения SGT для трех телеканалов, офисную ИТ-инфраструктуру, системы энерго- и хладоснабжения.
В это же время я занимался проектом внедрения системы планирования эфира Provys TV Office для MTV Russia.
— Кто занимался управлением строительства со стороны заказчика и с вашей стороны?
– По строительству вещательного комплекса мы совместно с Александром Петровичем со стороны заказчика, а подрядчиком была компания Qualitron.
Дальше немного поработал в управлении развития департамента информационных технологий РТРС. Вскоре Наталия Ивашко пригласила меня в Лондон запускать телеканал. Команда собралась небольшая, занимались производством, постпроизводством контента, а вещал наш контент Globecast на спутнике Sky UK. Опыт работы в Великобритании стал для меня неоценимым этапом в моей карьере, повлиявший на дальнейшую карьеру. И здесь я очень благодарен лично Наталии Вашко за ее приглашение и оказанное доверие. Постоянная практика английского языка в офисе и в нерабочее время, погружение в другую жизнь, менталитет, культуру страны. Полученные там навыки ведения переговоров и деловой переписки очень помогли мне в дальнейшей работе при взаимодействии с иностранными контрагентами. Я даже смог самостоятельно подготовится и сдать языковый экзамен IELTS, что позволило получить рабочую визу.
— Что было после возвращения?
– В 2011 году мне пришло сообщение от кадровой службы Оргкомитета «Сочи-2014»: «Мы увидели Ваше резюме, не могли бы посоветовать нам таких людей, как Вы?». — «А я чем хуже?»,- спросил я. Как раз заканчивал работу в Лондоне, закрывал дела, пошел в отпуск, вернулся и начал работать в Оргкомитете «Сочи-2014» руководителем управления систем телерадиовещания. Одной из моих основных задач было взаимодействие с функцией «Телерадиовещание». Являясь «интерфейсом» между технологиями и телерадиовещателями надо было правильно донести потребности телерадиовещателей до моих коллег по департаменту, отвечающих за телеком, радио, энергоснабжение, инфраструктуру и прочие технологические сервисы, а также контролировать их предоставление.
— А Вашим руководителем был Колесников?
– Весь Оргкомитет состоял из функциональных направлений, их насчитывалось 64: медицина, аккредитация, телерадиовещание, технологии, информационные системы, инфраструктура, тикетинг, спорт, волонтеры и т.д. Олег Колесников был руководителем функции «Телерадиовещание». Моим руководителем был Павел Погребинский, директор департамента технологической инфраструктуры, входящей в функцию «Технологии». Но я постоянно взаимодействовал с функцией «Телерадиовещание»: Олегом Колесниковым, Андреем Удаловым и Варварой Игнатовой.
Кроме этого я отвечал за предоставление на всех объектах целого ряда технологических сервисов: аудио- и видеообеспечение мероприятий, включая светодиодные экраны, акустику на стадионах, проекторы, обеспечение пресс-конференций (видеокамеры, конгресс системы, акустика, пульты); кабельное телевидение (IPTV для всех объектов и аналоговое на медиа трибунах стадионов); система интерком для спортивного производства и функции «Спорт»; видеоконференцсвязь; видеонаблюдение на объектах для главного операционного центра. Всего было арендовано и расставлено на объектах около двух тысяч квадратных метров светодиодных экранов. Силами моей команды, моих коллег по департаменту, технологических менеджеров объектов (VTM) и их команд было расставлено около 3500 телевизоров по всем объектам. Специалисты, отвечающие за телеком, обеспечили распространение IPTV по закрытой сети, объединившей объекты на время Игр.
Много работали с Panasonic, как с международным спонсором МОК. Panasonic предоставил оборудование и сервисы по обеспечению мероприятий. Помню, как в ночи приезжали на главный распределительный центр с представителем Panasonic, чтобы выпустить машину с оборудованием. Были проблемы с опломбированием грузовиков. Приходилось и такие логистические вопросы решать.
Я даже провел небольшую экскурсию для президента корпорации Panasonic в технологическом операционном центре Сочи-2014.
— Сколько у Вас в управлении находилось людей?
– В непосредственном подчинении около 15 сотрудников. Были руководители проектов и менеджеры на объектах. А задачи предоставления сервисов от Panasonic решались их собственным менеджментом. Команда специалистов от Panasonic, которая приехала в Сочи, состояла из 120 человек. Они обеспечили предоставление аудио-видеосервисов на объектах, а я по сути выступал заказчиком этих сервисов.
Кроме этого, мы привлекли компанию Riedel для обеспечения сервиса Интерком, используемого и в sport production, и судьями на соревновательных объектах. Riedel предоставил оборудование в аренду и его же сам и обслуживал.
Отдельно хочу отметить проект КТВ. На спортивных объектах было две сети КТВ – «All venue multifeed» и «Direct feed». Direct feed – это КТВ без задержек в распространении сигнала. Кабельное телевидение, которое распространяется от ПТС-вещателя, находящегося на соревновательном объекте, до определенных мест внутри объекта. Большая часть телевизоров была на медиатрибунах, где сидели спортивные комментаторы и пресса. Сигналы для этой сети формировал основной вещатель, Olympic Broadcasting Services, а моя задача заключалась в том, чтобы обеспечить сеть распространения на медиатрибунах для прессы и в других зонах, расставить телевизоры и контролировать доставку сигналов. На соревновательных объектах расставляли до 250 телевизоров.
КТВ «All venue multifeed» распространялось в виде IPTV и включала в себя 45 телепрограмм. Сервис предоставлял внешний подрядчик, головная станция КТВ и спутниковые приемники располагались в главном медиацентре. Брали часть сигналов от вещателя, часть сигналов со спутников, все это собирали в пакет и раздавали по IP-сети.
Подготовка и проведение Олимпийских Игр – это проектная работа с жесткими сроками. Для всех участников этого проекта и для меня в том числе это было очень серьезным испытанием и отличным опытом на всю жизнь. После Олимпийских игр все другие проекты кажутся не такими и сложными.
— А что было после Олимпиады?
— После Олимпиады остались работы, связанные с закрытием документов. Немного отдохнул летом, после чего меня пригласили в Минкомсвязи работать по проекту Чемпионата мира по футболу 2018 в России.
Россия дала определенные гарантии FIFA по организации ЧМ в 2018 году. В соответствии с одной из них страна должна обеспечить фиксированную, мобильную, спутниковую и радиосвязь для целей и потребностей FIFA и основного вещателя. Обладая опытом и знаниями, полученными после Олимпийских Игр я пошел работать в Минкомсвязь руководителем проекта.
— Сколько Вы там продержались?
— Чуть больше года. Потом меня пригласили на работу в Оргкомитет «Россия 2018» на должность руководителя управления телерадиовещания. Нормальная работа, конкретные задачи, легко решаемые. Знание английского языка позволяло общаться с представителями FIFA и основного вещателя, HBS, а опыт из знания после Игр в Сочи были незаменимы. В Оргкомитете проработал с августа 2015 по март 2017 года.
В Огркомитете я вел три направления:
Host broadcast production — это проект по взаимодействию с основным вещателем, HBS. Контроль подготовки инфраструктуры на стадионах в части телерадиовещания, обеспечение операционной деятельности вещателя, обеспечение инфраструктурой: электроснабжение, хладоснабжение, камерные позиции, телеком, радиочастоты, кабельные трассы, видеоэкраны и акустика, КТВ, Infotainment и т.д. За часть сервисов (электроснабжение, телеком, радио и спутниковая связь, частоты) отвечали коллеги смежных управлений, за остальные отвечал я.
Broadcast relations — это взаимодействие с правообладателями. Контроль за предоставлением централизованных сервисов в соответствии с требованиями FIFA, подготовка и проведение мероприятий в области телерадиовещания.
International Broadcast Centre – международный вещательный центр. На момент подготовки и проведения чемпионата мира МВЦ становится центром телерадиовещания. Вещатели размещают там свое оборудование и оборудуют студии. В МВЦ доставляют ТВ сигналы со всех спортивных объектов. Из МВЦ ТВ сигналы распространяются по всему миру. Соответственно, организация МВЦ – это целый отдельный проект. Надо обеспечить мегаватты электроэнергии и хладоснабжения, гигабитные резервируемые каналы связи от объектов и за рубеж. Организовать антенные поля для приема и передачи спутниковых сигналов основного вещателя и других правообладателей. МВЦ на короткое время становится домом для некоторых вещателей с круглосуточным режимом работы. И кроме технологий, в МВЦ надо обеспечить простые бытовые условия: пункты питания, магазины, банкоматы и отделения банков, пункты приема вещей на химчистку и т. д. МВЦ – это совместный проект Оргкомитета, HBS и города Москвы, где HBS играл лидирующую роль.
— Почему ушли?
— Позвали в «СТС Медиа». Посчитал, что хорошая должность, хорошие перспективы в плане предстоящих проектов, интересно. Надеюсь теперь на долгое сотрудничество с этим холдингом!