Клиповое мышление. Особенности создания музыкальных телеканалов

Контент современных музыкальных телеканалов тесно связан с понятиями моды и актуальности. Чтобы оставаться интересными зрителю, нужно хорошо знать предпочтения потенциальной аудитории и постоянно следить за новинками в сфере популярной музыки. Рассказываем об особенностях программирования эфира и принципах отбора клипов отечественных музыкальных телеканалов.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Успех любого телеканала зависит от творческого потенциала и работоспособности его сотрудников. Это командная работа, ключевые роли в которой играют программный директор, ответственный за наполнение телеканала в целом, и музыкальный редактор, который отбирает клипы, учитывая динамику и визуальный ряд, и ставит их в определенной последовательности.

«Мы все понимаем, что в такой индустрии и профессии очень важен вкус, — говорит медиаменеджер и экс-шеф-редактор телеканала «Наше ТВ» Владимир Соловьев. — Я всегда доверял в этом смысле программному директору и музыкальному редактору нашего канала. От них зависит то, что в конечном итоге увидят зрители, а это всегда субъективный выбор. Поэтому важно, чтобы у коллег на уровне эстетических и вкусовых рецепторов было выработано восприятие качества картинки, музыки и стихосложения по отношению к произведениям».

ОТБОР КЛИПОВ

Контентное наполнение музыкального телеканала — это в первую очередь клипы, пропорция которых в сетке вещания обычно составляет 60—70%, остальное — программы собственного производства. Отбирая клипы, редактор в первую очередь оценивает качество картинки и музыкальной составляющей. Если речь идет о молодых артистах, то особое внимание всегда обращают на тексты песен.

«Если клип сделан качественно, с красивой картинкой, зажигательным или чувственным наполнением и хитовой песней, то это наш формат, — отмечает главный редактор телеканала Russian Musicbox Алабама Полорская. — Телевидение, как и другие СМИ, ограничены законом в показах определенного контента. Поэтому важно, чтобы в клипах не было ничего запрещенного и неподобающего. Мы хотим, чтобы наши зрители наблюдали за позитивом, а не смотрели на дымящих или пьющих людей в кадре».

Принцип программирования сетки вещания музыкальных телеканалов имеет много схожего с радио. Зрители часто включают телевизор для фона и могут заниматься своими делами, не видя картинки, но слушая музыку. Поэтому песни должны звучать большую часть эфира, а реклама и информационно-развлекательные программы не отнимают много времени. Обычно шоу собственного производства и новостные передачи длятся 10—15 минут.

Часть новых клипов может попасть в горячую ротацию так же, как и песни на радиостанциях. За сутки количество показов таких клипов обычно не превышает 4-5 раз. По словам Владимира Соловьева, это обычная практика, которая складывается прежде всего из актуальности и новизны, эксклюзивности и качества контента, статуса артиста и его аудитории, а также наработанных взаимоотношений с артистами. При этом учитывается последовательность клипов, которые должны идти определенными блоками. «На телеканале “Наше ТВ” во время моей работы не могли ставить Диану Арбенину вслед за группой Queen или Metallica не могла звучать после молодого российского исполнителя Сергея Сироткина (Sirotkin)», — подчеркивает он.

СОБСТВЕННЫЙ КОНТЕНТ

При создании контента на музыкальном телеканале необходимо учитывать свою аудиторию, возраст телезрителей, их увлечения и интересы. «В наше время, казалось бы, придумано уже все, но музыка развивается постоянно, поэтому важно следить за тем, что в топе, что интересует зрителей в первую очередь и кто является трендсеттером», — подчеркивает Алабама Полорская.

Усиливающаяся конкуренция между музыкальными телеканалами и появление популярных видеосервисов вроде YouTube заставили менеджмент многих популярных брендов сменить свою политику. В частности, легендарный MTV, сделавший в свое время революцию в области музыкальных видео, сейчас позиционирует себя не просто как music television, а как развлекательный телеканал для молодой аудитории, где музыка — это лишь один из его составляющих элементов. По словам руководителя каналов молодежного и музыкального вещания Viacom Яны Чуриковой, телеканал MTV Russia в последние годы сделал упор на производство собственных шоу, интерактив и живые концерты. Сейчас на телеканале соотношение развлекательных шоу и музыкальных блоков составляет 60% на 40% соответственно.

Другие телеканалы также отходят от чисто музыкальной направленности. К примеру, RU.TV позиционирует себя как «глянцевый тележурнал для девушек», где музыкальная составляющая является основой. Но также важны для привлечения потенциальной аудитории интересные информационно-развлекательные передачи.

«Телеканал должен создавать у зрителя определенное настроение, — считает главный редактор и генеральный продюсер телеканала RU.TV Михаил Богомолов. — И помимо любимых и новых музыкантов, зритель должен находить для себя что-то интересное. Это могут быть новости из мира шоу-бизнеса или интерактивное шоу, куда можно дозвониться, заказать клип и передать привет друзьям».

Подобные передачи, идущие в прямом эфире, позволяют телеканалу наладить прямой контакт со зрителем и привлечь дополнительную аудиторию. На RU.TV, например, выходит программа «Стол заказов», где все желающие могут передать привет или поздравить близких. Также телеведущий может обсуждать с дозвонившимися зрителями какую-либо новость или позволить задать вопросы звездным гостям.

По словам Алабамы Полорской, наиболее массовую аудиторию на канале Russian Musicbox набирают передачи, в которых говорят о жизни знаменитостей. Например, рубрика Instabox или мировые новости в программе Newsbox. Людям интересно узнать о том, что делают их любимые артисты в обычной жизни, чем они увлекаются и как проводят свободное время.

По мнению Михаила Богомолова, самое главное, чтобы такие программы не были слишком затянутыми по времени — максимум 3—5 минут новостей или ведущего в кадре, после этого должен следовать клип. «Зрители музыкального телеканала все-таки приходят в первую очередь послушать музыку, посмотреть хорошие концерты и хит-парады, — напоминает генпродюсер RU.TV. — Поэтому на нашем канале весь собственный контент сведен к короткому хронометражу — передача может длиться и два часа, но 60-70% ее будут посвящены музыке. В итоге получается хорошее музыкальное круглосуточное полотно».

Прямой эфир дает возможность активно задействовать аккаунты телеканала в социальных сетях. В целом диджитализация упростила процесс налаживания обратной связи со зрителями и стала одним из самых популярных способов общения с аудиторией.

Редактор Russian Musicbox считает, что прямые эфиры, безусловно, важны — они являются частью живого общения с аудиторией. «В таком формате зрители могут напрямую пообщаться с ведущим и со звездой, рассказать о том, что им нравится или наоборот, а также почувствовать себя частью такого волшебного процесса, как телевидение. К тому же знаменитость может передать привет лично вам, а это всегда приятный бонус. Наличие прямых эфиров на телеканале зависит от результатов, которые хотят получить команды телеканалов. Важно выбрать правильный формат, чтобы не было скучно или затянуто», — поясняет Алабама Полорская.

Как правило, все музыкальные телеканалы вещают в режиме 24 часа в сутки. Часть аудитории смотрит клипы ночью, а с учетом разброса часовых поясов это может быть утренний эфир для Дальнего Востока и других удаленных регионов. Большинство телеканалов заполняет ночной эфир известными проверенными клипами. Также это могут быть повторы дневных программ. Основной эфир начинается в 5-6 утра и продолжается до 24 часов.

Несмотря на падающую популярность линейного телевидения среди молодой аудитории и появление большого количества онлайн-видеосервисов, современные телеканалы, специализирующееся на музыкальных клипах, остаются интересными для большого количества зрителей за счет доступности, качественного контента и продуманной программной политики.