Не более, чем фон: телесмотрение растет, но ТВ сдает позиции

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные исследования, посвященного теме досуга россиян, из которых вытекает, что телевидению и радио в 2017 году посвящают часть своего досуга 29% граждан, в то время как в 2010-м — 63%. Наблюдатели тут же обратили внимание на то, что эти цифры не соответствуют данным единого уполномоченного телеизмерителя, компании Mediascope, из которых следует обратное — телесмотрение в России растет. Есть ли здесь противоречие?

ТВ, КАК ПОПУТНАЯ ПРАКТИКА

Объясняя результаты исследования, в ВЦИОМ отметили, что с годами досуговые практики россиян претерпели значительные изменения. Дом, дача, дети, и раньше занимавшие свободное время многих людей (47% в 2010 году), сегодня стали еще более актуальными (60% в 2017-м). Все больше свободного времени тратится на компьютер, веб-серфинг (с 5% в 2005 г. до 21% в 2017 г. — среди 18-24-летних эта доля сегодня составляет 44%). В то же время аналитики отмечают, что телевидение и радио сдают позиции: если семь лет назад им посвящали часть своего досуга 63% граждан, то сегодня — 29% (56% в группе людей пенсионного возраста против 8% среди опрошенных от 18 до 24 лет). Как прокомментировал аналитик практики мониторинговых исследований ВЦИОМа Иван Леконцев, занимать досуг телесмотрением и радиослушанием россияне стали заметно реже. «С одной стороны, это может быть связано с ростом распространенности Интернета и снижением популярности традиционных СМИ, с другой — с использованием телевизора, радио как попутной практики: многие россияне включают телевизор в качестве фона для какой-то своей деятельности. Например, для тех же домашних хлопот по хозяйству», — добавил он.

По сведениям же компании Mediascope, пиплметровая панель которой охватывает города России с населением от 100 тыс. человек и измеряет телесмотрение целевой аудитории возрастом от 4 лет и старше, среднее время просмотра за 5 лет (с сезона 2012 г./2013 г. по сезон 2016/2017 г.) выросло с 238 минут до 245 минут в сутки.

КТО ЧТО ВЫЯСНЯЕТ

Как объяснил «Теле-Спутнику» Иван Леконцев, нужно четко определить, что именно вычисляет Mediascope и что выяснял опрос ВЦИОМ. По его словам, Mediascope измеряет, включен ли телевизор или нет, и если включен, то на какой канал настроен. «Включенность телевизора не гарантирует, что его в этот момент кто-то смотрит, и уж тем более — что зритель занят только просмотром телевизора, а не другими делами», — подчеркнул он. Своим респондентам ВЦИОМ задал следующий вопрос: «Скажите, чем вы обычно занимаетесь в свободное время?». Иван Леконцев предполагает, что разница между трендами, отмеченными Mediascope, и опросом ВЦИОМ может объяснятся следующим. В терминологии панельных измерений просмотром телевизора считается нахождение с работающим телевизором в одной комнате. При этом человек может совмещать просмотр телевизора с другими делами. В таких ситуациях Mediascope зафиксирует, что телевизор работает и его «смотрят», а на вопрос ВЦИОМ люди ответят про свое основное занятие на этот момент (например, домашние дела, приготовление обеда/ужина). Кроме того, есть некоторое смещение, связанное с тем, что в российской практике панельных измерений данные по телесмотрению приводятся по тем панелистам, которые смотрят телевизор хотя бы иногда. «Если панелист вообще не смотрит телевизор или не смотрит его больше трех недель, данные по нему исключаются из результатов, что несколько завышает показатели телесмотрения, но так договорилась индустрия», — рассказывает Иван Леконцев. Вопрос ВЦИОМ, уточняет он, касается не только просмотра телевизора — он про всю возможную активность в свободное время. Возможно, россияне не осознают, сколько времени они тратят на телевидение.

Аналитик практики мониторинговых исследований ВЦИОМ добавил, что нужно учитывать и особенности человеческой памяти. «Мы запоминаем то, что для нас важно. Россияне отвечают нам про то, что помнят, а помнят о более важных для себя вещах, например об общении со своими детьми, о своем хобби, занятиях спортом. Возможно они стали меньше обращать внимания на телевизор», — рассуждает он.

Как отметил Иван Леконцев, в виду развития технологий граница между различными СМИ размывается, и точно определить ее опросными методами сложно. Например, в исследовании ВЦИОМ по сравнению с прошлыми годами респонденты отвечали, что гораздо меньше стали читать газеты и журналы. Но на самом деле они могут читать прессу в Интернете, не осознавая, что это тот же вид досуга — просто источник получения информации стал другим. «То же самое касается телевидения и радио: многие телевизионные программы, особенно молодежь, смотрит на YouTube, а радио слушает через смартфон. Именно поэтому Mediascope с этого года измеряет телесмотрение и по ТВ, и в Интернете, суммируя показатели», — добавил Иван Леконцев.

ДОВЕРИЯ МЕНЬШЕ

Уменьшение важности телевидения для россиян показал и другой недавний опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения, в ходе которого исследователи выясняли, каким СМИ люди чаще всего обращаются за новостями о событиях в стране и мире, а также информации из каких источников доверяют больше. Хотя главным источником новостей для большинства остается телевидение, его популярность со временем снижается (с 62% в 2015 году до 52% в 2017-м). Падает и само доверие телевидению, хотя оно по-прежнему очень высоко: индекс доверия (показывает уровень доверия россиян разным видам СМИ: чем выше значение индекса, тем выше доверие) центральному телевидению сегодня составляет 42 пунктов, в то время как в 2012 году он равнялся 58 пунктам. «В целом, не стоит впрямую сравнивать данные нашего исследования и данные Mediscope. Они получены на основе разных методов со своими особенностями и для разных целей. Что касается нашего исследования, то важны не абсолютные цифры, а тренды. И тренд не по телесмотрению в частности, а изменения приоритетов в проведении досуга россиян в целом», — заключил Иван Леконцев.

Директор по спецпроектам «Агентства 2» (официальный сейлз-хаус оператора «Триколор ТВ») Денис Белослюдов, тоже обращает внимание на то, что респонденты могут не рассматривать просмотр ТВ и прослушивание радио как досуг, включая телевизор и радиоприемник для фона. По его словам, очень многое зависит от выборки и методологии опроса (которые, очевидно, различаются), кроме того, радио и телевидение объединены в одну категорию — трудно оценить, что теряет популярность сильнее. «Увеличение объема телесмотрения не может быть связано исключительно с охватом аудитории, так как способ просмотра может различаться. Действительно, пользователи могут использовать телевидение и радио как фон, что будет увеличивать время просмотра или прослушивания, но при этом респонденты не воспринимают их как форму досуга, который, например, предполагает для них вовлеченность в процесс», — говорит Денис Белослюдов.

По мнению директора Института современных медиа (MOMRI) Кирилла Танаева, результаты опроса ВЦИОМ некорректно интерпретируются. По его словам, в нем идет речь о досуге, а многие комментаторы экстраполируют их на все телесмотрение. В то же время за последние годы действительно существенно выросли возможности для проведения досуга, они стали многообразнее и доступнее. Поэтому не случайно, что пропорции между разными видами досуга претерпели изменения. «Противоречий между данными ВЦИОМ и Mediscope нет, потому что они описывают разные сущности. ВЦИОМ измерял соотношение интереса россиян к разным видам досуга, а Mediscope измеряет объемы и качество телепотребления. Одно другому не противоречит», — делает он вывод.

 

Источник