«Цифра» не конкурент спутнику

Установщик приемного спутникового оборудования из Ольховатского района Воронежской области Сергей Корхов рассказал «Телеспутнику» о ТВ-предпочтениях жителей региона и перспективах дальнейшего развития бизнеса. 

Как давно вы работаете на рынке и какие платформы сейчас представляете?

С. Корхов: Со спутниковым телевидением мы работаем уже лет 20. Представляли всех, как платных, так и бесплатных операторов: Hotbird, Украину — Amos и Sirius, «Ямал», сначала «Орион Экспресс», потом «Телекарту» и более дорогой — «Континент», МТС… Что было, то и ставили по своему району — поселок плюс-минус 50 км.

С 2006 года сотрудничаем с «Триколором» и около 4 лет предлагаем приставки для эфирной цифры.

 Кто ваш основной потребитель — жители частного сектора, дачники?

С. Корхов: В основном это частный сектор. Те, кто проживает круглогодично, — это основная часть населения нашего Ольховатского района. Есть аудитория и в малоэтажной застройке. 

В малоэтажных домах вы конкурируете с кабельными операторами?

С. Корхов: Нет, у нас в районе нет кабельного телевидения.

 То есть из конкурентов спутниковому телевидению у вас работает только эфирная цифра?

С. Корхов: В принципе, да. Но я бы не назвал эфирную цифру конкурентом. Это просто пакет бесплатных федеральных каналов, не требующих абонентской платы — ни месячной, ни годовой. Не так уж и много абонентов на нее уходят.

Бывает, к нам действительно приходят люди, которые смотрят на «Триколоре» 2-3 канала. В основном это контингент в возрасте — лет за 70, под 80 или те, кто покупает дополнительное ТВ для дачи, кухни. Они действительно хотят отказаться от платной подписки, и мы им предлагаем приобрести приставку для эфирной цифры и дециметровую антенну, которые позволяют смотреть 20 каналов. И все довольны. Остальные же, кто приходит с негативом на спутниковое телевидение, обычно сталкиваются с какой-то конкретной проблемой. И мы помогаем ее решить, даже если напрямую нас это не касается, — чтобы не потерять клиента. Например, некоторые абоненты сталкиваются со сложностями при зачислении денег, которые они переводят «мимо» нас (скажем, через «Сбербанк Онлайн»). Вместо зачисления на единый счет, деньги уходят на лицевой. Этот вопрос можно решить. Вряд ли абоненты уйдут на эфирную цифру из-за этого. 

Работают ли в районе другие дилеры спутниковых платформ, продавцы приставок для эфирной цифры?

С. Корхов: По спутниковому телевидению — да. И по цифре работают, но для них это не основное направление деятельности. Один — компьютерный магазин, другой — вообще телемастерская. Они где-то на базах закупают оборудование — самые дешевые цифровые приемники, цена которых в закупке рублей 600—800, — делают свою надбавку на товар и за 900—1200 рублей продают. У нас же представлены модели подороже — с Wi-Fi и дополнительными функциями. С их помощью, помимо 20 бесплатных каналов, можно смотреть видео с YouTube, Megogo и других сервисов. Ну и плюс мы серьезнее тестируем приставки, на рабочем профессиональном стенде TERRA, перед тем, как их продавать. В целом стараемся показать клиенту преимущества более качественного устройства, ведь разница в цене всего рублей 500. 

Действительно есть спрос на эти дополнительные сервисы в приставках?

С. Корхов: Честно говоря, изначально спроса нет. Но если сам предложишь, расскажешь, покупатели смотрят. Или объяснишь им: вот это дешевая приставка без кнопок, когда сломается пульт, будет показывать один канал, при этом запасные пульты к таким дешевым устройствам можно и не найти. А соседняя приставка — всего на 300—400 рублей дороже, но со своими кнопками и с цифровым дисплеем на передней панели, который отображает номер выбранного канала, а также текущее время. Так что поломка пульта ей не страшна, потому как к таким приставкам найти его реальнее.

После таких объяснений люди склоняются к более дорогим и функциональным устройствам, даже радуются, что разница в цене совсем небольшая. 

Есть ли спрос на каналы высокой или сверхвысокой четкости?

С. Корхов: В принципе есть, но мало из-за высокой стоимости пакета. О поддержке Ultra HD частенько спрашивают при обмене приставок «Триколора». Но пакет 4K-каналов оплачивается отдельно, и он пользуется меньшим спросом. Видимо, устройства берут на будущее. Если бы 4К-каналы были включены в «Единый», их бы смотрело больше людей. Но пакет-то платный, и не нам решать, как он будет предоставляться абонентам — платно или бесплатно. 

Стали бы люди оплачивать дополнительный 4K-пакет, если бы каналов там было больше?

С. Корхов: Я думаю, да. Там сейчас, если память мне не изменяет, то ли 8, то ли 9 Ultra-HD-каналов. И среди них единственный по-настоящему интересный — Eurosport 4K, который обычно нужен мужской части населения. Еще есть 2-3 фильмовых и сериальных канала. На моду в этом пакете мало кто смотрит. 

Какие дополнительные пакеты чаще всего подключают абоненты спутниковых платформ?

С. Корхов: Примерно 80% смотрят «Единый», процентов 10—12 — «Детский», процента 3—4 подключают «Ночной» и столько же — «Спорт». 

Кто из операторов пользуется наибольшим спросом сейчас?

С. Корхов: У нас самый популярный «Триколор». Может, МТС не хватает рекламы, может, техобслуживание не такое, как у «Триколора». Но у последнего — много приставок, проводятся регулярные обновления ПО, акции, замены и т. п., а абонентская плата у МТС и «Триколор», в принципе, почти одинаковая. Так что люди больше склоняются к «Триколору». 

Новые подключения к спутниковым операторам еще остались?

С. Корхов: Бывает, что приходят люди и приобретают стартовый комплект. Но в последнее время вообще все притихло. Если пять лет назад до семи комплектов в день продавали — честно говоря, монтажники не успевали работать, в 11—12 ночи заканчивали, но люди относились с пониманием, ждали и радовались тому, что установщики до них все-таки доехали, — то сейчас 1-2 стартовых комплекта в месяц продается. И это считается вполне нормально. 

Вы в принципе видите для себя перспективы на рынке спутникового телевидения?

С. Корхов: Пока да. Но я не знаю, что там дальше будет. 

Могла бы какая-нибудь новая услуга вернуть популярность спутниковому телевидению? Например, телевидение в сочетании с Интернетом со спутника?

С. Корхов: Думаю, да. И я вижу, что GS Group, технологический партнер «Триколора», пытается прорабатывать какие-то сервисы — закладывает в приставки новые слоты и тому подобное. Посмотрим, как это будет работать и отразится на спросе. 

Вы сами какие-то дополнительные услуги предоставляете, помимо продажи и монтажа оборудования для спутникового и эфирного телевидения?

С. Корхов: Да, понемногу. Спутниковый Интернет не получается продавать в нашем регионе, поэтому мы ставим сотовый. Спутниковый пользуется спросом только в глуши, где ни сотовая, ни провод­ная связь не работает. Честно говоря, за всю историю работы мы установили только один такой комплект. Цена вопроса тогда была около 30 тыс. рублей за сам комплект. Плюс монтаж, плюс абонентская плата. Сельский житель на свою зарплату в 8—12 тыс. рублей не может себе такого позволить. Мобильный Интернет гораздо дешевле, он пользуется у нас спросом. В этом направлении и развиваемся.